Тема урока: Причастие. Действительные и страдательные причастия
Бәйдібек ауданы, «Бөген» жалпы орта мектебі
А.Т.Кайыпова, учитель русского языка и
литературы сш Бугунь
Тема: Причастие. Действительные и страдательные причастия. Обобщающий урок в 7 классе.
Цель: Закрепить и обобщить изученный материал по данной теме, развивать у учащихся интерес к изучению русского языка.
Вид урока: урок-обощение.
Оборудование: раздаточный материал, таблица, опорные схемы, компьютер.
Ход занятия:
І.Организационный момент.
ІІ.Основная часть
ІІІ.Закрепление.
І. Слово учителя: Ребята , мы научились отличить причастия от других частей речи.
Давайте вспомним:
-Как образуются причастия?
Причастие-это особая форма глагола, которая обозначает действие, но представляет его в виде признака лица или предмета.
Солнце поднимается-Солнце (какое?) поднимающееся.
Мальчик смеется- Смеющийся мальчик
Снег падает- Падающийся снег
Снег тает- Тающий снег
Солнце восходит- Восходящее солнце
Ветер дует- Дующий ветер.
Страдательные причастия.
Делить-делимый, умножать- умножаемый, стирать- стираемый, решил- решенный, определить- определенный.
ІІ. Страдательные причастия, обозначают признак предмета или лица, которые подвергаются действию.
Причастия- выполняют роль определения. Страдательные причастия прошедшего времени могут иметь краткую форму. Краткая форма причастия- выполняет роль сказуемого:
Прочитанная книга, книга прочитана.
Решенная задача, задача решена
Ослепленный солнцем, ослеплен солнцем.
ІІІ.Закрепление нового материала.
Чтения текста. Символ благодати.
Словарная работа: благодать- кут- береке, образ-бейне, Зевс- греческий бог, Лукиан-древнегреческий писатель
ІҮ.Выполнение №5 упражнение
Обладать- обладает-обладаемый. Образовать страдательные причастия.
Ү. Игра «Выполни задание» по компьютеру
Закончите предложения используя слова.
1.Мой брат окончил школу с золотой ….. /медалью/
2.В футбольном матче выиграла казахстанская …../команда/
3.На празднование Дня Победы школьники пригласили ……/.ветеранов/
4.Макпал Жунусова- знаменитая казахстанская …../певица/
5.На уроках физкультуры мы бегаем делаем зарядку, совершаем …../марш/
6.Наши самолеты были вынуждены совершить посадку на ближайшем …../ аэродроме./
Используя слова для справок, составьте с данными словами словосочетания.
1.Медаль
2.Вертолёт
3.Певица
4.Аэродром
5.Библиотека
6.Сборная
7.Парашют
Слова для справок: оперный, по футболу, научный, большой, золотой, военный, учебный
ҮІ.Игра «Полет к звездам». По условиям игры учащиеся разделены на две команды. Учащиеся заполняют ракету причастиями. Команда, успевшая первой заполнить ракету причастиями становится победительницей.
ҮІІ. Обобщение урока.
-Что такое причастие?
-На какие вопросы отвечает причастие?
-Какие суффиксы имеют причастия?
Игра по методу Жанпеисовой.
Учащиеся должны дать характеристику тигру: рычащий, свирепый, умный, большой, полосатый, красивый, грозный, дрессированный, сильный, коварный, великолепный.
ҮІІІ. Объяснение домашнего задания.
Комментирование оценок.