Тема урока: Правописание суффиксов имен существительных
Ф.И.О. учителя : Каюпова Наиля Ильгизаровна.
Должность : учитель русского языка и литературы.
Дата рождения : 1971 год 13 февраля.
Место работы : ЮКО г. Шымкент осш № 31 им. В.Терешковой.
Класс : 6 класс «В».
Предмет : русский язык.
Тема урока: Правописание суффиксов имен существительных
Цель урока:
формировать у обучающихся умение писать суффиксы имен существительных
Задачи урока:
-организовать наблюдение за написанием суффиксов имен существительных; открыть вместе с детьми способ проверки суффиксов имен существительных, познакомить с правилом и алгоритмом его применения; учить делать выводы и обобщения при изучении новой темы;
− способствовать развитию орфографической зоркости, логики;
− способствовать формированию умения работать в группе, воспитывать аккуратность в работе, чувство товарищества и взаимопомощи.
1. Стадия вызова.
Приём «Найди верное выражение».
Ученик «вспоминает», что ему известно по изучаемому вопросу, систематизирует информацию до изучения нового материала.
1.Имя существительное- это…
2.Морфологические признаки существительного-
3.Суффикс – это
4.Части слова -…
5. Части слова, которые образуют новые слова-…
Ученики определяют проблему урока
- Учащиеся не знают, правописание каких суффиксов будут изучать на уроке.
-Условия написания суффиксов имен существительных
Поэтическая пятиминутка.
- учащийся Красильников Костя читает стихотворение о суффиксах.
Работа с иллюстративным материалом.
Задание : назвать по картинке детенышей животных , определит суффиксы, участвующие в образовании имен существительных.
Решается первая проблема урока
Суффиксы: -ек; - ик.
-ок; -ек.
-чик; - щик.
2. Новая тема.
1. Учащиеся делятся на группы , путем расчета на 1. 2. 3. 4. 5
Учащиеся работают в основных группах по 5 человек в каждой (всего 3 группы) Учащиеся под номером один получают карточку – помощник , где показан порядок работы каждого ученика и учебное задание:
ИНСТРУКТИВНАЯ КАРТА
1) Самостоятельно поработай с т/м на стр.164-165 .
2) Прочитай правило (орфограмму № 31-33), обрати внимание на графическое обозначение орфограммы.
3) Составь схему орф. № 31-33 для защиты проекта
4) Будь готов к работе в группе по обсуждению изученной орфограммы.
2. Учащиеся возвращаются в свою группу, для объяснения своего учебного материала.
1. По команде учителя первые номера из каждой рабочей (исходной) группы приглашаются в первую экспертную группу, вторые – во вторую, третьи – в третью для обсуждения изученного материала. ПРИНИМАЙ АКТИВНОЕ УЧАСТИЕ В РАБОТЕ ГРУППЫ. Внеси необходимые исправления в свою схему или о/к. если в этом есть необходимость.
2. Доступно расскажи изученную тобой орфограмму другим членам группы.
3.Убедись, что они правильно поняли тебя.
4.Покажи, где находится правило в учебнике, предложи товарищам прочитать его самостоятельно, пересказать правило в паре друг другу.
3. Закрепление.
1. Выступление членов группы.
Каждая группа защищает сой проект по изученной орфограмме.
Схема закрепляется на доске, учащиеся пользуются схемой при ответе.
2. Работа в группе.
КАРТОЧКА 1 группы
Спишите. Вставьте согласные Ч или Щ. Объясните свои действия. Выделите суффиксы.
Морожен...ик, груз...ик, коптиль...ик, фонар...ик, сбор...ик, разнос...ик, спор...ик, обман...ик, буриль...ик, перебеж...ик, аппарат...ик, перепис...ик.
Стадия рефлексии.
Заполнение таблицы.
Ф.И.Орф. № 31Орф. № 32Орф. № 33 + орф. усвоил, всё понятно; * орф. усвоил, но хотел бы ещё поработать; ! с орф. не разобрался, нужна помощь. |
КАРТОЧКА 2 группы
Спишите. Вставьте гласные Е или И. Объясните свои действия.
Арбуз...к , горош...к, бараш...к, аппарит...к, бегемот...к, сыноч...к, грибоч...к, берет...к , височ...к, билет...к., блокнот...к , брат... к.
Стадия рефлексии. Заполнение таблицы.
КАРТОЧКА 3 группы
Спишите. Вставьте гласные Е или О. Объясните свои действия.
Боч...к, бараш...к, снеж...к, барсуч...нок, веноч...к, башмач...к, височ...к,бельч...нок. береж...к, песоч...к, бож...к, в
Стадия рефлексии. Заполнение таблицы
3. Словообразовательный диктант.
Задание : Образуйте от данных слов существительные с изучаемыми суффиксами
Сук- сучок, мост-…, заговор-…, овраг-…,жук-…, груз-…, огурец-…, дождь -…, часы-…, флаг-…, вагон-…, кусок-…, мышь-…,ключ-…, камень-…, пастух-…,
прокат -…
4. Распределительное списывание
Задание: Распредели слова по орфограммам
-чик-щик -ек-ик - ок-ек
Налад…ик, приказ…ик, овраж…к, воротнич…к, петуш…к, стаканч…к, домен…ик, пенёч…к, амбар…к, прыж…к, сверч…к, кладов…ик, друж…к, учет…ик, рож…к, лесоч…к, скуп…к, подряд…к, нож…к, прогуль…к, магнит…к.
5. Поисковый диктант
Задание : Запиши название профессий по их толкованию. Объясни правописание суффикса.
Тот, кто рассказывает что-нибудь | |
Специалист по переводам с одного языка на другой | |
Музыкант, играющий на барабане | |
Рабочий, занимающийся смазкой чего-нибудь | |
Стрелок из пулемёта | |
Тот, кто подстрекает начать что-нибудь | |
Работник, занимающийся раздачей чего-нибудь | |
Водитель вертолета | |
Рабочий , устанавливающий арматуру | |
Рабочий , который стеклит окна |
6. Игра. Четвертый лишний
Задание : найди лишнее слово, объясни сой выбор.
1. Слон…к, мост…к, ключ…к, ореш…к
2. Клю…к, рассказ…к, перевод…к,груз…к
3. Рассказ…к, перевод…к, обход…к, камен…к
4. Галч…нок, волч…нок, зайч…нок, гус…нок
5. Луж…к, рож…к, овраж…к, снеж…к.
4. Итог урока. Рефлексия.
Какова была тема урока? А проблема?
Решили ли мы проблемы, поставленные в начале урока?
Что нового вы сегодня узнали?
Что получилось на уроке?
Что не получилось?
Синквейн
Задание: составьте синквейн по теме урока.
1.Суффиксы
2.Гласный, согласный ударный .
3.Изменяем, проверяем , выпадает.
4.Если слово ты изменишь, узнаешь какой суффикс надо писать.
5.Внимание.
5. Домашнее задание & 34 выучить. Упр. № 570, составить словарный диктант из 10 слов на данную тему.