Тема урока: Состав слова
Тема урока: Состав слова
Цель урока: Обобщить и систематизировать знания
учащихся о составе слова; проверить степень
усвоения пройденного материала: развивать
память.внимание, фонематический слух, речь,
интеллектуальные способности, орфографическую
зоркость; формировать навыки грамотного письма
обогащать словарный запас учащихся; воспитывать
аккуратность, любознательность.любовь к природе.
Оборудование: Интерактивная доска, слайды с заданиями, условные
обозначения , учебник. рабочие тетради
Вид: Интегрированный урок с использованием
интерактивной доски
Методы: исполнительский, репродуктивный, практический,
частично-поисковый
Ход урока .
I. Организационный момент.
Психологический настрой класса
Наш урок сейчас Науке посвящается, Что русским языком с любовью называется. Урок поможет воспитатьТакую точность мысли, чтоб в нашей жизни все Познать, сравнить,произвести любой разбор, Правописание осмыслить Чтоб от безделья не зевать, Полезно русский изучать
Учитель: Внимательно посмотрите наэту запись и определите два слова, и вы узнаете тему нашего сегодняшнего урока
. . . . . .
С С О Л Т С Т Р А О Н В В Б А
. . . . .
Чтобы их определить.надо соединить буквы над которыми вверху поставлены точки. затем соединить буквы над которыми внизу поставлены точки. Какие это слова?
( Состав слова)
Учитель: Урок начнем мы с повторенья о слове.Слова слышны и здесь и там, на улице и домаОно давно привычно нам, Другое- незнакомо Так что же такое слово?Ученики: Слово - это сочетание звуков, которое имеет значение. У слова два значения: лексическое и грамматическое. Слова можно поделить на слоги. Из слов можно составить предложения. Слова бывают в прямом и переносном смысле. Слова помогают нам в разговорной речи. Учитель: А может знаете стихотворения о слове? (Дети по очереди читают стихотворения)
Учитель: Молодцы!Сейчас мы повторим его состав, предназначение каждой части. Уберите мысленно буквы в данной цепочке, и вы узнаете слово, с которым мы познакомимся на уроке. Какое это слово?
Словарная работа
Пф б ктхещс р ч е щ зц а
Что такое береза?
Ученики: Береза - это лиственное дерево с белой корой и листьями в виде сердечки.
Задание: Подберите родственные слова к слову береза
- Береза, березонька, березняк, подберезовик
-Выделим корень
- Как пишется корень в однокоренных словах -Как называется общая часть родственных слов?
Игра «Третье – лишнее»
а) Вода, водитель, наводнение б)Гора, гореть, загорелый в) рисунок, рисовый, зарисовка г) Горец, горе, гористый - Ребята , какое сейчас время года? (осень) -Учебный год начинается какое время года? (осенью) -Как одним словом назвать день осени (осенний) Осень, осенью, осений(осень, осенний- однокоренные слова; осень, осенью – форма слова)
Задание: Сделать фонетический разбор слово осеньюА теперь совершаем короткое путешествие в прекрасное время года осень Кто из известных вам поэтов особенно любит осень?
( А. Пушкин А. Кунанбаев)
Осенью можно встретитьмного ягод, грибов
Задание: Ягодка - ветка -- грибки - Что общего в данных словах? (суффикс -к -) – Что такое суффикс? С какими суффиксами мы познакомились? Учитель : Молодцы!Чтобы речь была богатой, нужно умело использовать суффиксы. Русский язык богат суффиксами.
Проблемная ситуация
Показ шаров -Чем они отличаются друг от друга (формой, цветом) Учитель : Слова , ребята тоже имеют формы. А теперь сделайте маленькими дом, сад. (Дом - домик.Сад – садик)
Возьмем слова еж, жук,лев попробуем составить однокоренные слова с помощью суффиксов Еж, ежиха, ежик, ежонок Жук, жучиха, жучок. жучонок к//ч Лев, львица, Львенок е// /Чтение стихотворении об осени/-Какое слово часто повторяется? -Образованы они с помощью приставокпро, у, по -Что такое приставка? Для чего служит?
Задание: Записать раскрывая скобки и сделать синтаксический разбор Очень любим мы осенью (по) ходить (по) лесу. Чем отличается приставки от предлога? -Для чего служит? -Как пишется со словом?
Задание: Образовать новые слова с приставками раз,рас, с, и обьяснить правописание этих приставок: решить, будить, делить, резать, колоть, пахать, сказать, смотреть, бегать, делать, жечь.
Игра «Молчанка»
Даны схемы слов вы должны подбирать соответствующее слово
Орфографическая зоркость
Прошла по лесам, по лугам,по полям Припасы заготовила намУпрятала все в погреба, в закрома Сказала, за мною нагрянет зима (осень)
Задание творческого характера
Осень,стояла.золотая Первая, березах, желтизна, на , появились Землю, желтые, красные, на , падали, листья
Рефлексия
Было ли тебе интересно?
Что тебе понравилось на уроке?
Как ты считаешь, усвоил ли тему?
Сумел ли ты показать свои знания на зтом уроке?
Домашнее задание. Выполнение зад. «Проверь себя»
ОСШ №18 имени Ш.Уалиханова
Темиртаева Фатима Алимбаевна
5 класс