Тема урока: Глагол

Oinet.kz 03-10-2020 616

Урок - игра по теме «Глагол»

Цели урока:

1.       Образовательная: повторить и обобщить знания учащихся по теме «Глагол»; уметь отличать глагол от других частей речи; обобщать и делать вывод; обучать выразительному чтению, аудированию.

2.       Развивающая: продолжить развивать умение применять теоретические знания на практике, логично и последовательно излагать свою мысль.

3.       Воспитательная: воспитывать творческую активность, взаимопомощь, способствовать развитию интереса к личности великого русского поэта.

Тип урока: урок-обобщение.

Форма обучения: индивидуальная, коллективно-групповая.

Метод: комбинированный: словесный, иллюстративный, поисковый.

Оборудование: презентации, электронный учебник, опорные схемы и таблицы, картинки, рисунки, сказочные герои.

Ход урока.

І. Оргмомент.

а) Сегодня у нас много гостей, и как гостеприимные хозяева вначале окажем им внимание.

Мы рады приветствовать вас в классе нашем,

Возможно, есть классы и лучше и краше.

Но пусть в нашем классе вам будет светло,

Пусть будет уютно и очень легко!

Поручено нам вас сегодня встречать,

Но, начнем же урок, не будем зря время терять!

 

-                     Будем надеяться, что настроение у наших гостей улучшилось, и они с удовольствием отдохнут в нашем доме-классе и порадуются за наши успехи.

б) Диагностика эмоционального состояния учащихся на начало урока.

- В начале  урока мне хотелось бы узнать с каким настроением вы пришли сегодня в класс, покажите мне (учащиеся показывают условными знаками свое настроение: большой пальчик вверх – настроение отличное, вниз – плохое, ладонь влево, вправо – не определился).

 

ІІ. Работа над темой.

1.     Запись числа

-       Ребята, обратите внимание, какие слова написаны на доске?

 Арина Родионовна, поэт, сказки, лицей, няня, писать,дуэль.

-       Знакомы ли вам эти слова ?

-       Чей образ возникает перед вами, читая эти слова?

-       Что мы можем сказать о нем? (ответы учащихся)

-       Внимательно просмотрите эти слова еще раз. Определите какое из них «лишнее»? Почему?

(Все слова, кроме слова писать – имена существительные, а писать – это глагол).

-       Вы догадались о какой части речи пойдет разговор на уроке? (о глаголе) Записываем тему урока «Глагол»

 

ІІІ. Актуализация знаний.

А что такое глагол?

Опережающее задание учащихся.

Название «глагол» происходит от старославянского слова «глаголить-говорить».

Одним из значений слова «глагол» в древнерусском языке было «слово», «речь вообще». Именно в этом смысле употребил его А.С.Пушкин в стихотворении «Пророк»: Глаголом жги сердца людей.

Глагол – это важнейшая часть речи в русском языке.

-       Почему говорят, что глагол самая живая и самая богатая часть речи.

(учащиеся отвечают, что глагол обозначает действие, а действие – сама жизнь).

-       «Глагол придает речи жизнь, - присутствием своим животворит отдельные слова». Это высказывание Николая Греча вы видите на доске в качестве эпиграфа на сегодняшнем уроке.

Какие стихотворения знаете о глаголе?

Сообщение целей урока.

-       Все виды работ на сегодняшнем уроке будут направлены на повторение и обобщение ваших знаний о глаголе.

IV. Осмысление

Правило о глаголе (эл.учебник).

Игра «Найди глагол».

Задание 1 (эл.учебник)

Уберите лишние слова, щелкнув на них мышью:

Мама читала сказки

Познакомилась с творчеством

Выразительно пересказывала вслух.

Игра “Отгадай загадку”

Задание 2 (эл.учебник). Щелкните мышью на глаголы, чтобы отгадать загадку

Сидит дед, во сто шуб одет, кто его раздевает, тот слезы проливает.

Научились находить глаголы среди других частей речи

 

Игра «Найди главные члены предложения»

Задание 3.(эл.учебник). Прочитайте текст, подчеркните подлежащее и сказуемое.

Трамвай по городу ходит с раннего утра до вечера.

Каждый трамвай проходит в день несколько километров.

Водит трамвай обычно женщина.

Она ловко управляет им.

Трамвай послушно подчиняется водителю.

 

В предложении глагол играет роль сказуемого, чертим двумя линиями.

 

Игра «Определи вид»

Задание 4 (эл.учебник). Определив вид глаголов, распределите их по группам: совершенный вид или несовершенный вид.

Изобразить, изображать,звучать,выражать,играть,репетировать,сыграть, настроить, аккомпанировать.

 

Игра «Какое время?»

Задание 5 (эл.учебник). Напишите предложения, раскрывая скобки и ставя глаголы в нужном времени.

На остановке люди ждут нужный вид транспорта. Вот подъезжает автобус. Но не все подходят к нему. Каждый человек садится только в тот автобус, который идет по необходимому маршруту.

 

Научились определять вид и время глагола.

 

Ребята вы сказали, что глагол обозначает действие. А ну-ка догадайтесь: где предмет, а где действие.

 

Игра «Не ошибись»

Задание 6 (эл.учебник). Перенесите выделенные слова в правильные корзинки .

Затопили печь, чтобы пироги печь.

Снежное покрывало, все поле покрывало.

Ведро дало течь, и вода стала течь.

Была Катюша запевала, она все песни запевала.

А как называются слова, которые звучат одинаково, но имеют разные значения? (омонимы)

 

Игра «Найди глаголы - синонимы»

Задание 7. Прочтите. Найдите глаголы. Какое значение они выражают? Как называются такие слова? (синонимы)

Словно, горькая вдовица,

Плачет, бьется в ней царица                     (Пушкин)

Ветер дале побежал

Королевич зарыдал                                        (Пушкин)

 

Игра «Скажи одним словом»

Задание 8. Подчеркните фразеологизмы, объясните значение.

Испугался старик, взмолился:

«Что ты, баба, белены объелась?

Ни ступить, ни молвить не умеешь

Насмешишь ты целое царство»                (Пушкин)

 

Глаголы в предложении являются синонимами, антонимами, омонимами, фразеологизмами.

 

Игра «Закончи пословицы» (эл.учебник)

Задание 9.

Закончите пословицы, перенеся подходящие глаголы, объясните смысл пословиц.

Как аукнется, так и откликнется.

Слово не воробей, вылетит, не поймаешь.

Крепкую дружбу водой не разольешь.

Семь раз отмерь, один раз отрежь.

 

Глаголы встречаются и в пословицах

 

-А теперь, обратите внимание, почему в глаголах не поймаешь, не разольешь частицы написаны раздельно ? (Частица не придает глаголу отрицательный смысл и пишется с глаголами раздельно)

 

Правило «Глагол и частица не» (эл.учебник)

 

Игра «Раскрой скобки»

Задание 10. Раскрыть скобки и сказать , как нужно писать частицу НЕ

Береги книгу!(Не) бери её  грязными руками

И (не) клади на грязный стол.

(Не) перегибай книгу и

(Не) забывай у неё листов.

Если ты взял книгу в библиотеке,

То (не) забудь её вернуть в срок.

 

Не с глаголами пишется раздельно.

 

Физминутка. А теперь давайте проведем интересную зарядку для мозгов «Кто что делает?»

(Показываю картинки-рисунки, ученики придумывают глаголы к существительному).

 

Игра «Определи число»

Задание 11.Вставьте окончания в единственном и во можественном числе.

Дятел стучит- дятлы стучат

Корова мычит - коровы мычат

Мышь пищит - мыши пищат

Иволга свистит – иволги свистят

Собака рычит – собаки рычат

 

Число глаголов зависит от существительных.

 

 Игра «Кто внимательнее?»

Задание 12.

Работа с текстом.

          Арина Родионовна-няня Александра Сергеевича Пушкина. Она первая пела будущему поэту русские песни и рассказывала русские сказки. Она была верной подругой поэта в ссылке в Михайловском. До последнего дыхания Арина Родионовна любила своего питомца. Это была умелая, добрая, ласковая женщина.

        В доме Пушкиных няня была на особом положении. Дети любили ее и находили у нее прибежище  от материнского гнева. Александр называла ее мамой. Она знала много народных сказок. Поговорки, пословицы, присказки не сходили у ней с языка. Долгими зимними вечерами Пушкин беседовал с няней. С ее слов он записал 7 сказок. Пушкин никогда не забывал свою няню. Ей посвятил множество стихов: “Зимний вечер”,  “Вновь я посетил”, “Подруга дней моих суровых”.

         В городе Пскове есть памятник Пушкину и няне. Сохранился дом, в котором жила Арина Родионовна Яковлева, на ней висит мемориальная доска. Так простая неграмотная русская женщина сыграла важную роль в жизни Пушкина. Весь русский народ благодарен ей за материнскую любовь к великому поэту.

 

1)    Прочитать текст.

2)    Озаглавить.

3)    Определить тип текста.

Разно-уровневые задания.

І-уровень: Выписать глаголы. Определить время, число.

ІІ-уровень. Стратегия «Пятистишие» (учащиеся должны придумать стихотворение «Няня» из 5 строк).

ІІІ-уровень. Разберите по членам предложения:

 Александр называл её мамой.

 Она знала много народных сказок.

 

V. Рефлексия.

а) Составление кластера на доске и в тетради по теме «Глагол».

б) Тест (эл.учебник).

VI. Вывод. Правило о глаголе  (эл.учебник)

VII. Домашнее задание. Письменная работа «Что я узнал о няне Пушкина».

Выполнить задание №1 в рабочей тетради.

VIII. Подведение итогов. Оценка ответов учащихся.

Тема урока: Слог. Ударение
Тема урока: Состав слова
Сәйкес тақырыптар
Көтерілу