Тема урока: Изменение глаголов по временам и по числам

Oinet.kz 03-10-2020 606

ОҚО, Шымкент қаласы, С.Сейфуллин атындағы жалпы орта мектебінің орыс тілі пәні мұғалімі Л.А.Дехант

 

Предмет: Русский язык.

Тема:  Изменение глаголов по временам и по числам.

Цель: обучающая: формировать умения учащихся определять число глаголов, изменять глаголы по временам, задавать вопрос к глаголу, преобразовывать данную форму глагола в другую временную.

            Развивать орфографическую зоркость, внимание , речь

            Воспитывать: аккуратность,  трудолюбие, любовь к природе, внимательное отношение к окружающим, познавательную активность, культуру поведения.

Оборудование: карточки со словами, полоски с пословицами,

Тип урока: закрепление

Активные формы работы: индивидуальная работа, групповая работа

Методы:  мозговой штурм, игра, кластер,

Источники: учебник

 

Ход урока:

 1. Орг. момент.

Знаньями нужными мозг заряжай

Славный тогда соберешь урожай!

Если прославиться хочешь  суметь,

Нужно почаще за книгой сидеть!

 

Ребята, у вас на партах лежат смайлики. Но у них не хватает рта. Нарисуйте своим смайликам ротики в соответствии с тем, какое у вас настроение,  и повесьте на табличку. Оценивать вашу работу на уроке сегодня я буду по вот таким денежкам. За каждый правильный ответ вы будете получать одну денежку. В конце урока вы купите за ваши денежки свои отметки за урок.

 

У. Ребята, послушайте одно стихотворение и постарайтесь определить тему нашего урока. (мозговой штурм)

 Ну а он  всегда в работе, В напряженье и заботе.
Пишет, моет, убирает, Шьёт, рисует и читает.
Варит, жарит, мастерит, Режет, пилит, говорит.
Так его легко узнать – Стоит лишь вопрос задать.
На вопрос: «Что делать?» – есть У него в ответе весть.
Даже если отдыхает,  Тоже дело выполняет.

 

  2. Постановка целей урока. Правильно, сегодня на уроке мы будем говорить о глаголе. Как  вы думает, что мы должны будем сделать на уроке? (дети самостоятельно формируют  цель урока).


3. Повторение пройденного о глаголе.

Теперь давайте вспомним, что вы знаете о глаголе. В группах составим кластеры.

2 группы

В течение 5 минут составляют кластеры и затем презентуют

 image.png

Проверьте, правильно ли вы составили свои кластеры по таблице   

Теперь  я хочу узнать, хорошо ли вы можете находить и употреблять глаголы в речи. Давайте немного поиграем. Игра называется "Подбери пару".

 (Ход игры. Ученики к каждому слову, обозначающему название предмета, подбирают слово, обозначающее действие предмета.   название предметов картинки: метель,  гром, солнце, молния , ветер, дождь,  снег, облака, туман,  мороз подбирают  полоски бумаги со славами: капает, плывут, падает, стелется, метёт, гремит, печёт, сверкает, дует, трещит. Соревнование по группам

 Выигрывает  та группа, которая первой  составила пары слов)

 4. Введение в новую тему урока.

       А) Назовите мне действия, которые вы сегодня сделали после того, как проснулись и до момента нашего сейчас  разговора: проснулись, умылись, почистили, позавтракали, собрались, пошли,…… о каком времени вы говорили? Как изменяется  прошедшее время (по числам)

       Б) Назовите действия, которые происходят в данный момент: сидим, слушаем, думаем, отвечаем,…….В каком времени мы употребили эти глаголы? Как изменяется настоящее время?( по лицам, числам)

      В) Назовите действия, которые будете делать после момента нашего разговора: будем писать,  прочитаем,  будем отвечать, поиграем,  будем гулять,  пообедаем,  будем  решать,….В каком времени вы употребили эти глаголы? Как изменяется гл. Буд. времени? (по числам).Что вы еще знаете про буд. время? (имеет две формы- простую и сложную, буду+н.ф.)

      Г) Какой вывод мы можем сделать? выводы детей

А что написано об этом в учебнике? (читают правила на стр. 142)

5. Работа по новой теме урока: упр.361

       Задание №1 : из частей соберите и запишите пословицы

1 группа

1. Как сено косят,----------------так дождей не просят.

2. Зимой солнце------------------сквозь слезы  смеется

3. В сентябре ложка воды ------делает два болота.

2 группа

1. Вода потекла, -----------------весну принесла.

2. Август собирает---------------а зима поедает.

3. Будет зима----------------------будет и лето.

 

Взаимопроверка группами  работы друг друга.

 

   Задание №2:  У каждого из вас на парте лежит текст. Прочитайте его.

1 группа:

        Пришла весна. Солнце стало пригревать землю своими теплыми лучами. Все весне обрадовались: и звери, и птицы, и люди.

  Только снег один огорчился. Не рад он весне. Зимой снег был белый, пушистый, блестящий.  А сейчас он лежит грязный,  черный. Прячется снег от солнца под кустами и деревьями. Но скоро снег совсем растает. На его месте потянется из земли сочная зеленая травка.

 

2 группа

        Сахар делают у нас из сахарной свеклы. На сахарном заводе она попадает в царство машин. Одна машина выгребает её, другая моет свёклу в теплой воде, третья машина крошит свеклу на мелкие полоски и превращает её в белую пушистую стружку. Свекольную стружку погружают в баки с горячей водой. Здесь она выпускает сладкий сок. Этот сок выпаривают и получают из него густой сироп. Особая машина выделяет из сиропа сахар.

 

- В тетрадь выпишите глаголы из текста.  Укажите время и число глаголов.

  

 Взаимопроверка  группами работы друг друга.

 

Физминутка: Мультяшная

 

6. Работа по учебнику: стр. 143 упр.362

7. Закрепление.   Работа по карточкам (самостоятельно), Обменяться карточками, проверить соседа и поставить оценку, сравнить с доской.  Вставьте  пропущенные буквы, назовите орфограммы.  Укажите время глаголов.

      П..ля опустели.  Цв..ты исчезли.  Ж..лтая тр..ва  клонится к з..мле, как будто просит снега.  Одна только озимь поднимается ровным з..лёным к..вром. Корешки хлеба сохраняют...ся  невредимыми. В…сной  они выгл…нут на свет зе...леными ст…бельками.

    

Когда работа сделана на местах, один ученик у доски объясняет, а все сравнивают с доской, предварительно обменявшись работами с соседом.

«Эстафета восторга»:

- Записать как можно больше глаголов в неопределенной форме (работа на карточках по группам)

Рефлексия: 1.Понравился ли тебе сегодняшний урок?

                    2. Насколько трудным был сегодняшний урок?

                    3. Что я почувствовал в конце сегодняшнего урока? 

Оценивание

Д-з. с. 143 упр. 364

Тема урока: Причастие. Действительные и страдательные причастия
Тема урока: Антонимические пары
Сәйкес тақырыптар
Көтерілу