Тема урока: Антонимические пары

Oinet.kz 03-10-2020 533

Г.Шымкент, ОСШ  №34 им. Ю.Гагарина. Предподаватель русского языка Умиралиева  Ғалия Жанібекқызы.

 

Предмет: русский язык

Класс: 7

Тема: Антонимические пары

Цели: систематизировать знания учащихся по лексикологии как разделе науки о языке, научить определять роль синонимов, антонимов, познакомить учащихся с новыми словами-антонимами, тренировать в умении целенаправлено подбирать антонимы, научить находить их в тексте, развивать умение использовать антонимы в речи, развивать твочерское мышление, навыки  самостоятельной работы, воспитывать чувство ответственности.

 

І этап. Актуализация (задания из пройденного материала, необходимые для усвоения темы)

1.     Лексика-это____________________________________________________

2.     Синонимы-это________________________________________________

3.     Синонимические ряды-это_______________________________________

4.     Антонимы-это__________________________________________________

5.     Продолжите синонимические ряды.

Дорожка,____________________________________________________

Грустный,____________________________________________________

Красивый,___________________________________________________

 

 

 ІІ этап. Усвоение новых знаний.

1.     Узнавание. Разгадайте кроссворд, найдите ключевое слово.

 

С Л А Д К И Й-ГОРЬКИЙ

К О Н Ч А Т Ь-НАЧИНАТЬ

З А Т И Ш Ь Е-БУРЯ

П Л О Т Н Ы Й-РЫХЛЫЙ

Л Е Н И В Ы Й-ТРУДОЛЮБИВЫЙ

Д Л И Н Н Ы Й-КОРОТКИЙ

Т Е М Н О Т А-СВЕТ

 

2.     Понимание. 1. Определите, к каким  частям речи  относятся данные слова.

 Зима (       )-лето (      )                      зима (     )-летний (      )

 

           Жара (      )-холод (    )                    жаркий (    )-холод (      )

 

            Веселый (     )-грустый (    )              веселье (    )-грустный (     )

 

            Бежать (     )-стоять (    )                  бег (      )-стоять (         )

Анализ. Чем отличаются слова 1-го и 2-го столбиков?______________________

2.2       Сделайте вывод. Антонимы составляют антонимические пары, в которые входят слова одной части речи: ранний-поздний, рано-поздно, друг-враг, встречать-провожать.

 

Анализ. Подумаем! Где можно встретить антонимы?

1.     На уроках_________ Приведи примеры_____________________________

                              Математика                                                     плюс-минус, прибавить-отнять, умножение-деление

 

2.     Антонимы встречаются в____________.  Запиши одгадки-антонимы.

                                                                                    загадках

 

         

1.     Я антоним к слову лето,

В шубу зимнюю одета,

Хоть люблю мороз сама,

Потому что я ______

                                            зима

2.     Я антоним к слову смех,

Не от радости, утих-

Я бываю поневоле

От несчастья, неудач.

Догадались? Это_____

                                                    Плач

 

3.     Я антоним шума, стука,

Без меня вам ночью мука,

Я для отдыха, для сна,

Да и в школе я нужна.

Называюсь___________

                                            тишина

 

 

3.     Антонимы встречаются в пословицах, народных сказках, баснях. Писатели используют их в названиях своих произведений, например: Л.Н.Толстой «______________»,  А.П.Чехов «___________________»

                                             Война и мир                                                            Толстый и тонкий

К.Симонов «___________________».

                                            Живые и мертвые

 

 

4.     Применение. Вставь нужные слова в данных пословицах.

Иди вперед, а оглядывайся______. Глупый осудит, а _________ рассудит.

                                                                              Назад                                                                       умный

Каково начало, таков и _________ .  Труд кормит, _________ портит.

                                                                   конец                                                                             лень

                                                                                  

 

5.     Оценка. Все ли слово имеют противоположное значение?

ИГРА «СИОТРИ, НЕ ОШИБИСЬ»

БОЛЬШОЙ (МАЛЕНЬКИЙ), МНОГО (МАЛО), СТАКАН, ВЫСОКИЙ (НИЗКИЙ), ВЕРБЛЮД, ВЕСЕЛЫЙ (ГРУСТНЫЙ), ДОМ,ХОРОШО (ПЛОХО), ЧАСЫ, ЧАЙ, СВЕТ (ТЬМА), МЕЛ, Я, ДЛИННЫЙ (КОРОТКИЙ), ТЫ, ГЛУБОКИЙ (МЕЛКИЙ), ОН, ЭТОТ, ЛЕВЫЙ (ПРАВЫЙ), ГОЛОВА, ПЕРВЫЙ, (ПОСЛЕДНЫЙ), МЫ, ВЕРХНИЙ (НИЖНИЙ), ОСТРЫЙ (ТУПОЙ), ВЫ, ЖЕЛЕЗНЫЙ, ДВА, БЕЛЫЙ (ЧЕРНЫЙ), ДЕСЯТЫЙ, МОКРЫЙ (СУХОЙ), КТО, СЛАДКИЙ (ГОРЬКИЙ), СТО, ТРАМВАЙ, СКУПОЙ (ЩЕДРЫЙ), ТРОЛЛЕЙБУС, ИГОРЬ, ХРАБРЫЙ (ТРУСЛИВЫЙ), ВОЛГА, УМНЫЙ (ГЛУПЫЙ), КОТОРЫЙ, ЗОЛОТОЙ, ЧИСТЫЙ (ГРЯЗНЫЙ), ОН, РУКА, ДОРОГОЙ (ДЕШЕВЫЙ), СМЕЯТЬСЯ (ПЛАКАТЬ), РАДОВАТЬСЯ (ГРУСТИТЬ), САМОЛЕТ, ЗДОРОВАТЬСЯ (ПРОЩАТЬСЯ), ПОДНИМАТЬ (ОПУСКАТЬ), ВОДА, НАГРЕВАТЬ (ОХЛАЖДАТЬ), ЯБЛОКО, ГЛАЗА, ТРУД (БЕЗДЕЛЬЕ), ПЕСНЯ, ПРАВДА (ЛОЖЬ), МИР (ВОЙНА), СВОБОДА (РАБСТВО), ШУМ (ТИШИНА), УТЮГ, СИНИЙ, ЛЕД, ДРУГ (НЕДРУГ), ПРАВИЛЬНО (НЕПРАВИЛЬНО), ЧЕЛОВЕЧНЫЙ (БЕСЧЕЛОВЕЧНЫЙ).

 

Вывод: Нет антонимов у имен собственных, местоимений, числительных, прилагательных, обозначающих цвета (кроме белый-черный),  прилагательных, образованных от названия металлов.

 

ІІІ. Обобщение: Что нового узнали на уроке? Чему научились?

Тема урока: Изменение глаголов по временам и по числам
Сабақ жоспары: Ұлт азаттығын аңсаған жыр жебесі
Сәйкес тақырыптар
Көтерілу