Тема урока: Бессоюзное сложное предложение
Тема: Бессоюзное сложное предложение.
Тип урока: урок обобщения, систематизации и проверки знаний.
Цели:
Образовательные:
- систематизировать материал по синтаксису сложного предложения;
совершенствовать знания учащихся о характере смысловых отношений между частями БСП;- углубить знания по синтаксической стилистике сложного предложения.
Развивающие:
- развивать навыки постановки знаков препинания между частями в БСП;
- развивать умения создавать схемы БСП;
- развивать интеллектуальные умения: анализировать, классифицировать и систематизировать материал по синтаксису сложного предложения.
Воспитательные:
- воспитывать стремление к самоконтролю и рефлексии;
- воспитывать интерес и любовь к русской и зарубежной литературе.
Ожидаемый результат: ученики могут определять бессоюзные сложные предложения, определять смысловые отношения в БСП
время | Действие учителя | Действие ученика | ресурсы |
Приветствие Нет, не гибнет в жизни большой Всё, на что сердце твоё откликается. Живи беспокойно, живи с маетой: С доброты человек начинается. Доброе утро! Перед тем, как начать урок, я хочу показать вам сказку «Бабочка» В чем идея сказки? У каждого человека должна быть цель и человек должен стремиться к ней и сделать все сам, для достижения цели. А у вас какая цель? Вам тоже будет трудно как и этой бабочке. Что нужно для достижения цели? Поделить учеников на группы: «Удача», «Здоровье», «Терпение» У нас сегодня урок-повторение. Вспомним все о сложном предложении. За каждый правильный ответ группе «Удача» прилетают красные бабочки, группе «Здоровье» - синие бабочки, группе «Терпение» - зеленые бабочки. У кого больше бабочек, они и будут победителями Сложное предложение делится на: Союзное делится на: ССП – _____________________ предложение. Состоит из _________________ простых предложений, связанных ________________ связью, при помощи_______, которые находятся ________. СПП – _______________ предложение. Состоит из ____________________________ простых предложений, связанных ________________ связью, при помощи ________________________ ______________, которые находятся________________. БСП – __________________ предложение. Состоит из _____________________________ простых предложений, связанных ___________________ и разделенных_____________.
1 Задание. Группа «Удача » Определите вид ССП и СПП, в каждой части подчеркните главные члены. Составьте схему. А) Восток чуть порозовел, но звезды ещё сверкали ярко. В) Как только солнце скрылось за горизонт, сразу подул резкий холодный ветер. 1 Задание. Группа «Здоровье » А) Высоко в небе летят журавли, и далеко слышен их звонкий крик. В) Всё в доме писателя сохранилось так, как было при его жизни. 1 Задание. Группа «Терпение » А) То ветер подует и тронет верхушки деревьев, то лягушки зашелестят в прошлогодней траве. В)Любой уголок земли, где ты встречаешь друзей, становится родным. 2 Задание. Группа «Удача » Построить схему, указав смысловые отношения между частями БСП А) Наступил вечер, шел дождь, с севера прерывисто дул ветер. В) Служить бы рад – прислуживаться тошно. С) Страшная мысль мелькнула в уме моём: я вообразил её в руках разбойников. 2 Задание. Группа «Здоровье» А)За всё браться – ничего не сделать. В) Я понимал: выручить нас может только случайность. С) Всю дорогу от станции до хутора молчали: говорить мешала тряская езда. 2 Задание. Группа « Терпение» А) В глазах у меня потемнело, голова закружилась. В)Ехал сюда – рожь только начинала желтеть. С) Печален я: со мной друга нет. Разминка По графическому изображению определите вид сложного предложения. 1. [ ], (чтобы) 7. [ ], однако [ ]. 10. (Когда), [ ].
Определите вид подчинения А) Книга - мой друг, что не приносит горя, что всегда дарует нам покой. В) Когда у меня в руках новая книга, я чувствую, что в мою жизнь вошло что-то живое, говорящее, чудесное С) Легко работать, когда знаешь, что труд твой ценят. Д) Она думала о том, что нет выше наслаждения, как всюду вносить с собою теплоту, свет и радость, прощать обиды и приветливо улыбаться врагам. Определите вид связи в СП А) Уже давно стемнело, но тишины не было: в канаве за забором громко расквакались лягушки. В) Когда я проснулся, уже давно рассвело: солнце стояло высоко в небе. С) Мы общались, но симпатии между нами не было, потому что ни он, ни я не могли забыть ту старую ссору. Рефлексия. Что я узнал? Подведение итогов урока. Оценка знаний учащихся. |
Делают выводы, аргументируют их
Повторяют правила
союзное и бессоюзное ССП и СПП
целеустремленность, удача, здоровье, терпение
Ответы учеников
Определяют вид СП
последовательность событий [ ], [ ], [ ]. противопоставление [ ] – [ ].
пояснение [ ] : [ ].
условие [ ] – [ ].
дополнение [ ] : [ ].
причина [ ] : [ ].
последовательность событий [ ], [ ]. время [ ] – [ ].
причина [ ] : [ ].
.
однородное подчинение
неоднородное подчинение
последовательное подчинение
последовательное подчинение
Сочинительная и бессоюзная связь
Подчинительная и бессоюзная связь
Сочинительная и подчинительная связь
|