Тема урока: Бессоюзное сложное предложение

Oinet.kz 02-09-2020 579

Тема: Бессоюзное сложное предложение.

Тип урока: урок обобщения, систематизации и проверки знаний.

Цели:

Образовательные:

- систематизировать материал по синтаксису сложного предложения;

совершенствовать знания учащихся о характере смысловых отношений между частями БСП;- углубить знания по синтаксической стилистике сложного предложения.

Развивающие:

- развивать навыки постановки знаков препинания между частями в БСП;

- развивать умения создавать схемы БСП;

- развивать интеллектуальные умения: анализировать, классифицировать и систематизировать материал по синтаксису сложного предложения.

Воспитательные:

- воспитывать стремление к самоконтролю и рефлексии;

- воспитывать интерес и любовь к русской и зарубежной литературе.

Ожидаемый результат: ученики могут определять бессоюзные сложные предложения,  определять смысловые отношения в БСП

время

Действие   учителя

Действие   ученика

ресурсы


Приветствие

Нет,   не гибнет в жизни большой

Всё,   на что сердце твоё откликается.

Живи   беспокойно, живи с маетой:

С   доброты человек начинается.

  Доброе   утро!

Перед тем, как начать урок, я хочу показать вам   сказку «Бабочка»

В чем идея сказки?

У каждого человека должна быть цель и человек   должен стремиться к ней и сделать все сам, для достижения цели.

   А у вас какая цель? Вам  тоже будет трудно как и этой бабочке.

Что   нужно для достижения цели?

Поделить учеников на группы:

«Удача», «Здоровье», «Терпение»

У   нас сегодня урок-повторение.

Вспомним все о сложном предложении. За каждый   правильный ответ группе «Удача»

прилетают красные бабочки, группе «Здоровье» - синие    бабочки, группе «Терпение» - зеленые   бабочки. У кого больше бабочек, они и будут победителями

Сложное предложение делится на:

Союзное делится на:

ССП  – _____________________ предложение.   Состоит из _________________    простых предложений, связанных   ________________ связью, при помощи_______, которые находятся ________.

СПП  – _______________

предложение.   Состоит из

____________________________      простых предложений, связанных   ________________ связью, при помощи ________________________ ______________,   которые находятся________________.

БСП  – __________________ предложение. Состоит   из _____________________________ простых предложений, связанных   ___________________ и разделенных_____________.

 

1 Задание. Группа «Удача » 

Определите вид ССП и СПП, в каждой части подчеркните главные члены.   Составьте схему.

А) Восток чуть порозовел,  но   звезды ещё сверкали ярко.

В) Как только солнце скрылось за горизонт, сразу подул резкий холодный   ветер.

1 Задание. Группа «Здоровье » 

А) Высоко в небе летят журавли, и далеко слышен их звонкий крик.

В)   Всё в доме писателя сохранилось так, как было при его жизни.

1 Задание. Группа «Терпение » 

А) То ветер подует и тронет верхушки деревьев, то лягушки зашелестят в   прошлогодней траве.

В)Любой уголок земли, где ты встречаешь друзей,  становится родным.

2 Задание. Группа «Удача »  Построить схему, указав смысловые отношения   между частями БСП

А) Наступил вечер, шел дождь,

с севера прерывисто дул ветер.

В)   Служить бы рад –  прислуживаться тошно.

С)   Страшная мысль мелькнула в уме моём: я вообразил её в руках разбойников.

2 Задание. Группа «Здоровье» 

А)За всё браться – ничего не сделать.

В) Я понимал: выручить нас может только случайность.

С) Всю дорогу от станции до хутора молчали: говорить мешала тряская езда.

 2   Задание. Группа « Терпение» 

А) В глазах у меня потемнело, голова закружилась.

В)Ехал сюда – рожь только начинала   желтеть.

С)  Печален я: со мной друга нет.

  Разминка

По графическому изображению определите вид сложного предложения.

1. [     ], (чтобы)
  2. [     ] : [причина].
  3. [туда], (откуда).
  4. [     ] – [ быстрая смена событий].
  5. [     ], [     ],   [     ].
  6. (Если), [     ].

7. [     ], однако [     ].
  8. [     ] : [     ],   [     ].
  9. Либо [     ], либо [     ].

10. (Когда), [     ].
  11.  [ время    ] – [     ].
  12. [ условие    ] – [     ]..

 

Определите вид   подчинения

А) Книга - мой друг, что не приносит горя, что всегда дарует нам покой.

В) Когда у меня в руках новая книга, я чувствую, что в мою жизнь вошло   что-то живое, говорящее, чудесное

С) Легко работать, когда знаешь, что труд твой ценят.

Д) Она думала о том, что нет выше наслаждения, как всюду вносить с собою   теплоту, свет и радость, прощать обиды и приветливо улыбаться врагам.

    Определите вид связи в СП

А) Уже давно стемнело, но тишины не было: в канаве за забором громко   расквакались лягушки.

В) Когда я проснулся, уже давно рассвело: солнце стояло высоко в небе.

С) Мы общались, но симпатии между нами не было, потому что ни он, ни я не   могли забыть ту старую ссору.

Рефлексия.

Что я узнал?

Подведение итогов урока.

Оценка знаний учащихся.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Делают   выводы,

аргументируют   их

 

 

 

 


 

                      

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Повторяют   правила

 

 

 

 

 

союзное   и бессоюзное

ССП   и СПП

 

 

 

 

 

целеустремленность,   удача, здоровье, терпение

 

 

Ответы   учеников

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Определяют вид СП

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

последовательность событий    [  ], [  ],   [  ].

противопоставление

           [    ] – [  ].

 

пояснение   [  ]   : [  ].

  

 

условие  [  ] – [    ].

 

дополнение     [  ] : [    ].

             

причина   [  ] : [    ].

  

 

 

последовательность событий      [  ], [  ].

время  [  ] – [    ].

 

причина [  ] : [  ].

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

.

 

 

однородное подчинение

 

неоднородное подчинение

 

 

последовательное

подчинение

 

последовательное

подчинение

 

 

 

 

 

Сочинительная   и бессоюзная связь

 

Подчинительная   и бессоюзная связь

 

Сочинительная   и подчинительная связь

 



Тема урока: Сложносочиненные предложения
Тема урока: Виды обстоятельств
Сәйкес тақырыптар
Көтерілу