Тема урока: Сложносочиненные предложения

Oinet.kz 02-09-2020 546

Тема урока: Сложносочиненные предложения

Цель урока:

- закрепить знания учащихся о сложносочиненном предложении    совершенствовать навыки постановки знаков препинания в ССП.

Усвоение основных признаков ССП; совершенствование умения определять смысловые  отношения между частями ССП;

- развитие орфографических навыков;

- развитие навыков постановки знаков препинания в ССП;

- воспитание ответственности, сплоченности в коллективе

Ожидаемый результат: знают основные понятия темы. Определяют типы предложений, смысловые отношения между частями сложносочиненного предложения. Преобразовывают информацию: предложение – схема

формулируют собственную точку зрения по проблеме, поставленной во время изучения материала, аргументируют ее

 

время

Деятельность   учителя

Деятельность   ученика

Приемы


Вступительная часть.

-Человеческая   доброта - самое удивительное явление в мире. Попробуйте с помощью улыбки   передать своё настроение. Я вижу настроение у вас хорошее, деловое, итак за   работу.

Я хочу   показать вам притчу

 «Все оставляет свой след»

 

Ребята,  человек должен быть каким?

А какие хорошие   качества человека вы знаете?

Давайте поделимся   на  три группы:

 1   группа «Доброта»

2 группа «Терпение»

3  группа «Справедливость»

«Мозговой штурм,

Закончи предложение:  

1.Основными   средствами связи простых предложении являются …

2)  Сложные предложения  -…

3)  Что называется ССП?

4). Что называется   СПП?

5) Союзы делятся на   …

1.Солнце село, и   тусклые тучи висели над тёмной степью.

 

2.Не место красит   человека, а человек – место.

 

3.То солнце тусклое   блестит, то туча чёрная висит.

 

Новая тема. Основным средством   связи  в сложносочиненных предложениях   являются сочинительные союзы:

Группы ССП:

!) С соединительными союзами: и, да (в   значении и),ни-ни, тоже, также (одновременные или следующие друг за другом   явления)..

2) С разделительными союзами: или, либо,   то-то, не то-не то (чередование или выбор явлений)..

3) С противительными союзами: а, но, да   (в значении но),однако, зато, же (противопоставление явлений).

Слайд 10

Составьте схему и   определите тип союза

 1 группа «Доброта»

1. То падал как   будто туман, то вдруг припускал косой дождь.

2. Ни солнца мне не   виден свет, ни для корней моих простору нет

2 группа «Терпение»

1.Не только дети   любят компьютерные игры, но и взрослые часто увлекаются ими.

2. Либо я все устрою   по-прежнему, либо я его на дуэль вызову.

3  группа «Справедливость»

1.В углу за печкой   трещал сверчок, да издали доносился своеобразный весенний голос домового   сычика.

2. Песня над домом   смолкла, зато над прудом соловей заводил свою.

Разминка. Слайд «Счастье»

Проблемная ситуация. Объясните, почему в   данном предложении не нужно ставить запятую.

В начале апреля уже   шумели скворцы и летали в саду желтые бабочки.

В сложносочиненном предложении запятая не   ставится:

Если его части объединены общим второстепенным   членом.

Если все его части являются   вопросительными, побудительными, восклицательными предложениями.

Это кто такие и что   им надобно?

Как хороша эта   девушка и как она умна!

Гармонь, играй и   веселитесь, люди!

Конструирование предложений.   Синтаксические синонимы. Составьте из двух предложений одно ССП с  общим второстепенным членом.

1 группа «Доброта»

1)Когда   это бывает? Ласточки летают низко. Рыба не клюет.(Перед ненастьем).

2 группа «Терпение»

Где   это можно увидеть? Тигры послушны. Слоны легки.(На арене цирка)

3  группа «Справедливость»

3)Когда   это случается? Обязательно зуб заноет. Рука разболится. ( Перед контрольной)

Творческий диктант. Устно

   Закончи пословицы, использовав   противительные союзы.

1)Не   место красит человека, (а человек место).2)Не красна изба углами, ( а красна   пирогами)3)Мягко стелет, (да жестко спать)4)Делу время, (а потехе   час).5)Близок локоть (,да не укусишь).6)Рад бы в рай, (да грехи не пускают).

Составление   кластера

Подведение   итогов урока

Оценка   знаний учащихся

 

 

 

 

 

 

– терпеливым, добрым, готовым всегда   прийти на помощь.

Доброта, терпение,   работоспособность, справедливость, жизнерадостность

Ученики   пересаживаются, делают на группы.

 

.

 Союзы

 

Ученики дают определение

 

сочинительные и подчинительные

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

То [ = - ] , то [ = - ].

Ни [ - = ] , ни [ = ].

 

 

Не   только [ - = ] , но и [ - = ].

 

 

Либо   [ - = ] ,

 либо  [   - = ].

 

 

[   = - ] , да [ = -].

 

 

 

 

[   - = ] , зато [ = ].

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

пробуют   объяснить

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

составляют  

предложения



Тема урока: Антонимы
Тема урока: Бессоюзное сложное предложение
Сәйкес тақырыптар
Көтерілу