Тема урока: Имя существительное
Алдаберген Бисенов атындағы №38 орта мектебінің орыс тілі,әдебиеті пәнінің I санат мұғалімі Абдрузакова Патимат Абдрузаковна Класс:7 «б»
Тема: Имя существительное
Цели урока: 1.Расширить и закрепить знания, умения, навыки об имени существительном, как знаменательной части речи и расширить словарный запас учащихся; 2.Развивать умение определять морфологические признаки: навыки грамотного письма; устную и письменную речь, память, мышление и воображения. 3.Воспитывать чувство уважения друг другу и любовь ко всему прекрасному.
Ход урока
I.Организационный момент
Друзья мои, я очень рада
Приветствовать сегодня вас.
И для меня уже награда
Внимание ваших умных глаз.
Я знаю: каждый из вас гений,
Но без труда талант не впрок-
Высказывайте свои мнения...
Ну-ка дети встаньте в ряд,
Я командир, вы мой отряд
(Ребята, давайте возьмемся за руки и встанем в круг, мысленно посылая друг другу лучи «Солнца» и лучи «Добра». Улыбнемся и пожелаем удачи.А теперь посмотрите на этот шар «Смайлик». Здесь разноцветные стикеры. Каждый должен взять любой понравившись цвет и сесть за парту по цвету.) А теперь садитесь по цвету.( команда садится по цвету: желтый цвет –«Художники», красный цвет – «Певцы», синий цвет –«Актеры»).
А теперь звенит звонок
Значит, начинаем урок. II. Фронтальный опрос (повторение пройденных тем, каждый ответ оценивается и приклеивают смайлики) 1.Что изучает раздел лексики? (Словарный состав языка) 2.Что такое омонимы? (это слова, совпадающие по своему звучанию ,или написанию, но разные по лексическому значению. Н\р: ручка)
3.Что такое фразеологизм? (это устойчивое сочетание слов, имеет единое лексическое значение. н\р: Мальчик бежал сломя голову.)
4.Что такое неологизм? (новые слова, обозначающие новые явления действительности, новые предметы, которые раньше не было. н\р: смартфон, домофон).
III. Объяснение темы: Сегодня у нас тема:Имя существительное. Запишем число и тему урока. Имя существительное – это самостоятельная часть речи, которая обозначает лицо и предмет. в И.п. отвечает на вопрос Кто? Что?
Имя сущ. имеет три категории: род, число падеж.
И три склонения:
1-е склонение-сущ.ж.р. и м.р. с окончанием –а,-я: школа, тетя, папа,дядя.
2-е склонение-сущ. М.р. с нулевым окончанием и ср.р. с окончанием –о,-е.: класс,день,музей,озеро,платье.
3-е склонение-сущ. Ж.р. с ь(мягким знаком) на конце основы: дочь,мать,дверь,тетрадь.
IV.Игра: «Отгадай,что это?»
Задание : По порядку нумерации, вставив пропущенные буквы. Цифра в углу каждой клетки, указывает какую букву из этого нужно взять. Составить слово из данных букв.
ТЕАТР
Ребята, слово «театр» пришло к нам из французского языка. Означает искусство представления драматических произведений на сцене.
А теперь давайте устно прочитаем следующие фразы Упр.7 стр. 145
1)Театр- это жизнь, в которой мы с вами актеры и в которой добро со злом всегда идут рука об руку. (Н.В.Гоголь)
2) Жизнь – это спектакль, в котором важно не сколько играть, а как сыграть. (Р.Роллан)
Теперь запишем высказывания известных людей о театре. Упр № 8 стр.145
V. РАБОТА С ТЕКСТОМ «Театр» Упр. 9 стр.146
Прочитать и выписать из текста ключевые слова - существительные относящиеся к слову «Театр»
«Певцы» - 1 склонение
(Афиша, музыка, певица, балерина).
«Актеры» - 2 склонение
(Театр,актер,балет,фойе,билет,солист,зал,оркестр,музыкант,дирижер).
«Художники» - 3 склонение (составить план к тексту).
1. Расположение театра.
2. Знакомство с театром.
3. Просмотр спектакля.
VI. Словарная работа
Сквер –саябақ
Оркестровая яма –оркестр шұңқыры
Афиша, репертуар,фойе,дирижер.
VII.Групповая работа I-группа 1.Имя существительное – какая часть речи? (Самостоятельная часть речи). 2.Что такое имя существительное? (Имя существительное – это часть речи, которая обозначает предмет и
отвечает на вопросы Кто? Что?).
II - группа 1. Что такое склонение? (Изменение существительных по падежам). 2.Сколько склонение у существительных? (Три склонения).
III - группа 1. Сколько родов и чисел имеет имя существительное? (Три рода, два числа).
VIII. Индивидуальная работа ( Составьте и запишите предложения, используя слова в скобках в нужной форме). Упр. № 13 стр. 146
IX. Парная работа (А теперь каждая команда покажет свои способности в роли актера, певца, художник).
Команда «Актеры» - (диалог).
Команда «Певцы» - ( поют песню любую).
Команда «Художники» - (рисуют под музыку веселого человечка).
X.Итог урока (закрепление темы)
(Ребята, взгляните на шар «Смайлик» внутри имеется что то, что нужно сделать? Я, думаю, что вы догадываетесь.(лопают). Из каждой команды выходит капитан. Внутри задание, каждый берет по одному. (работа с постером)
1. Общее грамматическое значение.
2. Морфологические признаки.
3. Синтаксическая роль.
1. | Общее грамматическое значение | Предмет: Кто? Что? |
2. | Морфологические признаки | Пост.: собств.\ нариц., Одушев\неодуш, род. Склонение: 1скл.- сущ. ж.р. и м.р. с окончанием –а,-я.
2скл.- сущ. м.р. с нулевым окончанием и ср.р.- о,-е.
3скл-сущ. ж.р. с ь(мягким знаком) на конце основы.
Непост.: число (ед.ч. и мн.ч.), падеж (6)
|
3. | Синтаксическая роль | Подлежащее, дополнение, обстоятельство.
|
XI.Рефлексия
1. О чем мы говорили на уроке?
2. Понравился урок? Или нет, непонятно.( на 2 плакатах лепят свои ответы)
3. Как вы оцениваете свою работу?
XII.Самооценивание
(балловая система)
XIII. Домашнее задание.
1. Просмотреть историю театра Кызылорды.
2. Упр. № 14,15 стр. 147