Тема урока: Суффикс
Ахметова Людмила Бахратдиновна
учитель русского языка и литературы
школа-лицей №10 им.Ы.Алтынсарина
г. Кызылорда
Цели обучения, которым способствует данный урок | • научатся выделять суффикс в именах существительных, прилагательных, глаголах; • получат возможность формировать представление о суффиксе и выделять графически; учиться понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнять; работать в паре, используя представленную информацию для получения новых знаний; отвечать на вопросы; овладеть логическими действиями сравнения, анализа и синтеза. • использовать знаково-символические средства для решения учебных задач; • формировать умение планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; • определять наиболее эффективные способы достижения результата; • сотрудничать со сверстниками в процессе выполнения парной и групповой работы. • развитие мотивов учебной деятельности и личностного смысла учения; • готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою, излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий. • получат возможность развивать личностные качества в процессе общения (внимание к собеседнику, терпение, использование «вежливых» слов и т. п.). | |||
Цели урока | Все ученики могут: могут читать, находить корень и окончание, отличать звонкие звуки от глухих, составлять предложения. | |||
Большинство учащихся могут: провести фонетический разбор; дать ответ на поставленный вопрос; подобрать однокоренные слова, дать точную формулировку правилу, | ||||
Некоторые учащиеся могут: пересказать текст; дать анализ тексту; подобрать синонимы, антонимы, омонимы; сочинить стихи, проводить морфемный анализ | ||||
Языковые цели | Учащиеся должны отвечать на вопросы со следующей структурой: Уметь образовывать новые слова, выделять морфемы в слове, составлять предложения, давать полные ответы на вопросы | |||
Ученики: могут находить корень в словах, находить однокоренные слова | ||||
Основные понятия и термины: морфема, суффикс, корень, | ||||
Первоначальные знания | Однокоренные слова | |||
Этапы урока | Запланированная деятельность на уроке | Ресурсы | ||
Начало | I.Приветствие, проверка готовности к уроку Прозвенел звонок для нас. Все вошли спокойно в класс, Встали все у парт красиво, Поздоровались учтиво. Вижу класс наш хоть куда! Мы начнем урок, друзья. – Здравствуйте, ребята. Какое настроение у вас сегодня? У меня – замечательное. Покажите, какое у вас настроение, используя карточки, которые лежат на партах. - плохое тревожное - отличное, радостное -хорошее, спокойное Надеюсь, что таким же отличным оно будет и в конце урока. А у тех, у кого не очень хорошее настроение, надеюсь, оно улучшится. Откройте тетради, запишите число, классная работа. | Сигнальные карточки | ||
Середина | Повторение Провести маленький мозговой штурм о прошедших темах. Ознакомить учащихся с целями урока. 1. Игра “Да-нетка”. Задание: я буду зачитывать вам утверждения, если согласны с утверждением – да, если не согласны – нет. А)Основа- это корень (нет) Г) Однокоренные слова-это слова одной и той же формы(нет) Б) Основа- это часть слова без окончания (да) В) Однокоренные слова-это слова, которые имеют общую часть и сходны по смыслу.(да) Д) Приставка, корень, суффикс, окончание-это морфемы(да) Е) Основа – это морфема (нет) Ж) Основа бывает звонкой или глухой (нет) Итак, ребята, подведем итоги: Основа-это… Корень-это… Окончание-это… Морфемика-это… Основа бывает …… 2 (группа делится на подгруппы) Каждый ученик берет карточку с однокоренным словом и идет в ту группу, которая имеет одну общую часть сходную по смыслу. • вечерок, вечерний, вечерочек, вечеринка. • березовый, берёзонька, подберезовик, березка (каждая подгруппа читает свои выбранные слова, находит окончание, корень, основу) Создание проблемной ситуации. a)все ли части слова выделили в карточках б) почему не смогли? Отвечают на вопросы. Появляется та часть, которую не знаем. III.Новый материал 1.Прежде чем начать изучение новой темы, предлагаю вам посмотреть на ( слайд1) - Давайте посмотрим фотографии. - Какая общая тема их объединяет? (спорт, движение). А университет? Казахстан? Правильно, Универсиада. - Мы гордимся тем, что в нашем прекрасном городе Алматы, южной столице Казахстана, в январе 2017 года будет проходить 28 Всемирная Зимняя Универсиада – спортивные состязания студентов. - Ребята, на этой фотографии спрятано слово. - запишите первые буквы в словах. Что получается? (слово «суффикс»). 2. Вводная часть новой темы Мозговой штурм - Сформулируйте тему урока. (Часть слова – суффикс) ответы учеников Укажите, какие вопросы можно рассмотреть в этой теме. Составим план работы. После ответов учеников на доске появляется план. (слайд2) 1. Что такое суффикс? 2. Где находится в слове? 3. Как обозначается? 3. Зачем в слове нужен суффикс? Демонстрация слайда №3 (логотип универсиады). 1.Символом соревнований стал птенец сокола Сункар 2.Кто такой сокол? (сильная, хищная птица, которая летает очень высоко) 3. Кто такой соколенок? (это маленький птенец сокола) - Ребята напишите в тетради слово – соколенок - Теперь обведите кружком четыре последние буквы. - Какое слово вы можете прочитать за пределами кружка? Правильно это слово – сокол. - Как же образовалось новое слово? ( образовалось за счет прибавления суффикса –ёнок). - Поздравляю вас. В результате поставленного эксперимента вы самостоятельно открыли способ образования слов в русском языке. Называется он суффиксальный способ образования 3.Практическая работа Работа по группам Задание 1. Разобрать слова по составу 1гр. Тигрёнок, жеребёнок, зайчонок, лисёнок, львёнок, 2гр. Домик, дубок, ветерок, кустик, мостик 4.Опережающее задание .(упр.165) Рассказывают стихотворение и находят в них слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами. Составляют ассоциацию Физкультминутка 5.Творческая минутка «Волшебное кресло» на тему: «Спорт» Спорт……. Задание№2 (слад4) - Применим открытый вами способ словообразования. Превратим названия видов спорта в спортсменов. Какой суффикс следует добавить? Правильно, -ист. 1 группа- образует новые слова 2 группа- составляет предложения с новыми словами. - Кто догадается, что обозначает суффикс - ист? (указывает на человека по роду занятий). - Мы с вами записали слова, обозначающие лиц, занимающихся спортом. К какому роду эти слова относятся? Задание 3 (слайд5) - Как назовем девушку-спортсменку, которая занимается волейболом? (Правильный ответ: «Волейболистка»). - А как образовалось это новое слово? (при помощи суффикса -к-) 1 группа составляет предложения с новыми словами 2 группа образует новые слова - Сколько суффиксов в новых словах? Правильно, оказывается, в слове может быть не только один суффикс. - Специально к Универсиаде будет построено множество новых спортивных объектов: - А кто эти объекты строит? Назовите профессию (Ответ: «Строитель»). -Верно, это слово образовано при помощи суффикса –тель, который обозначает название лица по его действию. Запишите в столбик слова с суффиксом - тель. Задание 4 Образовать новые слова с суффиксом - тель держатель, читатель, краситель - Также на объектах Универсиады трудятся люди разных профессий. Я думаю, будет нетрудно догадаться, кто … ? Устный «лексический диктант». Рабочий, специалист по бетонным работам – бетонщик. Рабочий, специалист по кирпичной каменной кладке – каменщик. Рабочий по проходке горных выработок – проходчик. Работник, ведущий учёт кого-нибудь, что-нибудь – учётчик. Работник, который грузит - грузчик Работник, который разносит - разносчик Рабочий, занимающийся смазкой чего-нибудь - Смазчик. Рабочий, обслуживающий кран - Крановщик - что обозначает в этих словах суффикс -чик, -щик? - Правильно, эти слова обозначают человека по профессии и роду занятий. 5.Цифровой диктант Если в слове пишется суффикс –чик- - 1; -щик- - 2. 1.Бакенщик 2. Наводчик 3. Газетчик 4. Бетонщик 5.Рассказчик 6.Гардеробщик 7.Арматурщик 8.Смазчик 9.Прокатчик 10. Компьютерщик. (Самопроверка) (нет ош – “5”, 1-2ош – “4”, 3 ош – “3”, 4 и >ош – “2”). 123456789102112122112Работа в группах Защита постера на тему «Суффикс» |
карточки | ||
Конец | Рефлексия Пьедестал почёта Я все сделал.. Я все понял… Я затрудняюсь.. Домашнее задание: написать эссе на тему: « 28 Всемирная Зимняя универсиада в Казахстане» | |||