Род имён существительных
Акбаева Гульмира Шакизадаевна
учительница русского языка и литературы
школы-лицея № 249 кента Айтеке би
Казалинского района Кызылординской области
Цель: Усвоение учащимися понятия «род существительного», умение определять род сущ-х | ||
Ожидаемые результаты: Учащиеся научились определять род существительных, правильно подчеркивать окончания, умело используют знания на практике, в своей речи | ||
Методы и приемы: Вопросно-ответный метoд, беседа, рассказ, использование ИКТ. | ||
Формы: Индивидуальная, коллективная, групповая | ||
Оборудование: Интерактивная доска, учебное пособие, показ видеоролика, смайлики, мяч | ||
Деятельность учителя | Деятельность ученика | Время |
Приветствие Позитивный настрой к уроку «Теплая ладонь» Деление на группы «Конфеты»: 1 гр. – «Успех», 2 гр. – «Удача», 3 гр. – «Везение» | 5 мин. | |
Вопросно-ответная разминка Стратегия «Умный мячик» Что такое имя существительное? Какие сущ-е отвечают на вопрос кто? Какие сущ-е отвечают на вопрос что? Какие существительные собственные? А какие – нарицательные? |
отвечают | 2 мин. |
1 Стратегия «Переводчики» По словам, которые написаны на ваших конфетах, вы разделились на 3 группы. Я неспроста разделила вас на 3 группы, я хочу, чтобы с вами всегда были удача, успех и везение Скажите, а как будет по-казахски мой успех? А моя удача? Моё везение? А почему по-казахски везде менің? А по-русски мы говорим по-разному: мой, моя, моё Значит, мы сегодня будем говорить о родах сущ-го, и тема нашего урока - ... Что мы должны сегодня делать, какие перед нами цели: вы должны усвоить понятие «род»; научиться определять род сущ-х; уметь применять полученные знания в своей речи. 2 Стратегия «Башня идей» 1)Посмотрите все на доску и переведите эти словосочетания: менің досым, менің қолым, менің алмам, менің қалам, менің дәптерім, менің денсаулығым, менің жерім, менің мысығым, менің оқулығым, менің сүлгім, менің өлкем, менің бақытым. - Местоимение мой меняется в зависимости от рода сущ-го 2) Даются слова на доске: Дочь, дядя, утро, карандаш, урожай, горе, моряк, ложь, молния, перо, мужчина, природа, упражнение, вишня, место, врач. Задание: определить род слов и сформулировать правило: -Какие окончания имеют сущ-е муж., жен. и сред. рода Опрос наискосок - А теперь посмотрите на доске правило и еще раз закрепите то, что мы сегодня узнали 3) Стратегия «Глашатай» На доске тексты для 3 групп: 1 Моя семья. Моя семья состоит из пяти человек : папа, мама, бабушка, брат и я. Наш дом большой и уютный. Из моего окна видно море. 2 Урок. Урок русского языка прошел необычно. Мы читали стихотворение, пели песню, рассказывали сказку. В сказках добро всегда побеждает зло. 3 Утро. Утро сегодня туманное. Туман густым слоем окутал землю. Воздух сырой и свежий, а солнце несколько дней не показывалось на небе. Погода уже месяц не меняется. Прочитать, выписать сущ-е, подчеркнуть их окончания и определить род. Задание Кроссворд стр.115 Каждая группа отгадывает по 1 кроссворду и вывод: У сущ-х муж.р. после шипящих Ь не пишется, а у сущ-х жен.р. после шипящих пишется Ь | Отвечают сообща каждая группа переводит словосочетания и определяет род и окончания сущ-х каждого рода. общий опрос
учащиеся определяют род слов и формулируют правило Из каждой группы выходит по 1 глашатаю и объявляет написанное
чтение и обсуждение Взаимопроверка по стратегии «светофор» | 2 мин.
2 мин.
3 +1 мин. 1+2 мин. 1+2 мин. |
Минутка отдыха Устали, а теперь давайте посмотрим интересный видеоролик 1 Показ видеоролика о пожилом человеке, который упал, и ему никто не помогает, все проходят мимо. Мозговой щтурм: что вы поняли, 2 Работа по тексту «Задача»: 1) самостоятельное чтение; 2) обсуждение в группе; 3) Вопросо-ответная беседа -Что вы можете сказать о прочитанном? -Почему текст так называется – «Задача»? -Что выражено в названии рассказа: тема или основная мысль? - О каких правилах, которые еще не усвоил мальчик, говорит старик? 4) сравнить текст с видеороликом; 5) творческая групповая работа: -Я даю вам картинку, а на ней мальчик, разделённый напополам: одна половинка – хорошая, а 2-я – плохая А вы напишите эти хорошие и плохие стороны. По стратегии «Посланник» 1 ученик идёт к одной группе и защищает свою работу | Обсуждение в группе Учащиеся читают, обсуждают в группе, Отвечают на вопросы Работают в группе | 2 мин. 3 мин. 5 мин. |
1 Обобщение Наш урок подходит к концу Что мы узнали на уроке? Сколько родов у сущ-х? Какие окончания имеют сущ-е муж., жен. и ср. р. Приведите примеры. 2 Возвращение к целям: достигли ли мы целей урока? 3 Самостоятельная работа (тест) | Ответы уч-ся | 1 мин. 3 мин. |
- Перед вами есть светофоры. Поднимите зеленый цвет, если вам на уроке всё было понятно и понравилось, жёлтый цвет – в чем-то вы затруднялись. И красный цвет – урок был для вас трудным и не понравился. | Уч-ся поднимают светофоры | 1 мин. |
Домашнее задание: Упр. 259 | Записывают в дневник | |
Формативное оценивание: похлопывание, похвала, Сегодня у меня на уроке особенно хорошо поработали ... Были активнее, чем на предыдущих уроках, .... Я хочу дать вам смайлики, вы все сегодня молодцы. Суммативное оценивание - А оценки я поставлю вам на следующем уроке после проверки вашей самостоятельной работы | Рукопожатия, похвала себе После проверки задания в тетради | 2 мин. |