Род имён существительных

Oinet.kz 30-09-2020 583

Акбаева Гульмира Шакизадаевна

учительница русского языка и литературы

 школы-лицея № 249 кента Айтеке би 

Казалинского района Кызылординской области 

Цель:   Усвоение учащимися  понятия «род существительного», умение определять род  сущ-х

Ожидаемые результаты: Учащиеся научились определять род существительных, правильно подчеркивать окончания,  умело используют знания  на практике, в своей речи

Методы и приемы:  Вопросно-ответный метoд, беседа, рассказ, использование ИКТ.

Формы: Индивидуальная, коллективная, групповая

Оборудование: Интерактивная доска, учебное пособие, показ видеоролика, смайлики, мяч 

Деятельность  учителя

Деятельность ученика

Время

Приветствие

Позитивный настрой к уроку «Теплая ладонь»

Деление на группы «Конфеты»: 1 гр. – «Успех», 2 гр. – «Удача», 3 гр. – «Везение»


  5  мин.

Вопросно-ответная разминка

Стратегия  «Умный мячик»

Что такое имя существительное?

Какие сущ-е отвечают на вопрос кто?

Какие сущ-е отвечают на вопрос что?

Какие существительные собственные?

А какие – нарицательные?

 

 отвечают

 2   мин.

1 Стратегия «Переводчики»

По словам, которые написаны на ваших конфетах, вы разделились на 3 группы.

Я неспроста разделила вас на 3 группы, я хочу, чтобы с вами всегда были удача, успех и везение

Скажите, а как будет по-казахски мой успех?

А моя удача? Моё везение?

А почему по-казахски везде менің? А по-русски мы говорим по-разному: мой, моя, моё

Значит, мы сегодня будем говорить о родах сущ-го, и тема нашего урока - ...    

Что мы должны сегодня делать, какие перед нами  цели:

вы должны усвоить понятие «род»;

научиться определять род сущ-х;

уметь применять полученные знания  в своей речи.

2 Стратегия «Башня идей»

1)Посмотрите все на доску и переведите эти словосочетания: менің досым, менің қолым, менің алмам, менің қалам, менің дәптерім, менің денсаулығым, менің жерім, менің мысығым, менің оқулығым, менің сүлгім, менің өлкем, менің бақытым. 

Местоимение мой меняется в зависимости от рода сущ-го

2) Даются слова на доске: 

Дочь, дядя,  утро, карандаш, урожай, горе, моряк, ложь, молния, перо, мужчина, природа, упражнение, вишня, место, врач. 

Задание: определить род слов и сформулировать правило:

-Какие окончания имеют сущ-е муж., жен. и сред. рода

        Опрос наискосок

   - А теперь посмотрите на доске правило и еще раз закрепите то, что мы сегодня узнали

3) Стратегия «Глашатай»

На доске тексты для 3 групп:

1 Моя семья.

Моя семья состоит из пяти человек : папа, мама, бабушка, брат и я. Наш дом большой и уютный. Из моего окна видно море.

2 Урок.

Урок русского языка прошел необычно. Мы читали стихотворение, пели песню, рассказывали сказку. В сказках добро всегда побеждает зло.

3 Утро.

Утро сегодня  туманное. Туман густым слоем окутал землю. Воздух сырой и свежий, а солнце несколько дней не показывалось на небе. Погода уже месяц не меняется.

Прочитать, выписать сущ-е, подчеркнуть их окончания и определить род. 

Задание Кроссворд стр.115

Каждая группа отгадывает по 1 кроссворду и вывод:

У сущ-х муж.р. после шипящих Ь не пишется, а у сущ-х жен.р. после шипящих пишется Ь  

Отвечают сообща

каждая группа переводит словосочетания и  определяет род  и окончания сущ-х каждого рода.

общий опрос

 

учащиеся определяют род слов и формулируют правило

Из каждой группы выходит по 1 глашатаю и объявляет написанное

 

чтение и обсуждение

Взаимопроверка по стратегии

«светофор»

 2 мин.

 

2 мин.

 

3 +1 мин.

1+2 мин.

1+2 мин.

Минутка отдыха

Устали, а теперь давайте посмотрим интересный видеоролик

1 Показ  видеоролика о пожилом человеке, который упал, и ему никто не помогает, все проходят мимо.

Мозговой щтурм: что вы поняли,

2 Работа по тексту «Задача»:

  1) самостоятельное чтение;

  2) обсуждение в группе;

  3) Вопросо-ответная беседа

-Что вы можете сказать о прочитанном?

-Почему текст так называется – «Задача»?

-Что выражено в названии рассказа: тема или основная мысль?

- О каких правилах, которые еще не усвоил мальчик, говорит старик?

  4) сравнить текст с видеороликом;

  5) творческая групповая работа:

-Я даю вам картинку, а на ней мальчик, разделённый напополам: одна половинка – хорошая, а 2-я – плохая

А вы напишите эти хорошие и плохие стороны.

По стратегии «Посланник» 1 ученик идёт к одной группе и защищает свою работу

Обсуждение в группе

Учащиеся читают, обсуждают в группе,

Отвечают на вопросы

Работают в группе

2 мин.

3 мин.

5 мин.

1 Обобщение

Наш урок подходит к концу

Что мы узнали на уроке? Сколько родов у сущ-х?

Какие окончания имеют сущ-е муж., жен. и ср. р.

Приведите примеры.

2 Возвращение к целям: достигли ли мы целей урока?

3 Самостоятельная работа (тест)

 Ответы уч-ся

  1  мин.

3 мин.

- Перед вами есть светофоры. Поднимите зеленый цвет, если вам на уроке всё было понятно и понравилось,  жёлтый цвет – в чем-то вы затруднялись. И красный цвет – урок был для вас трудным и не понравился.

Уч-ся поднимают светофоры

  1 мин.

 

Домашнее задание: Упр. 259

Записывают в дневник


Формативное оценивание: похлопывание, похвала,

Сегодня у меня на уроке особенно хорошо поработали ...

Были активнее, чем на предыдущих уроках, ....

Я хочу дать вам смайлики, вы все сегодня молодцы.

Суммативное оценивание

- А оценки я поставлю вам на следующем уроке после проверки вашей самостоятельной работы

Рукопожатия, похвала себе

После проверки задания в тетради

 2 мин.


Сабақ жоспары: Құстар класы
Сабақ жоспары: Бір айнымалысы бар сызықтық теңдеу
Сәйкес тақырыптар
Көтерілу