Тема урока: Местоимение. Разряды местоимений

Oinet.kz 30-09-2020 616

Урок русского языка в 10 классе

Учитель русского языка и литературы Бисенова Молдир Тотышовна  Коммунальное Государственное Учреждение средняя школа №186  аул Куандария,

Кармакшинского района, Кызылординской области 

 

Тема урока: 

Цели урока:  1.  Формировать у учащихся понятия о местоимение, о разрядах по значению. Познакомить с ролью местоимений в речи.  Учить находить местоимения в тексте и определить их разряды и роль;

  • Развивать у учащихся умение определять синтаксическую функцию местоимений, развивать память, речь учащихся

  • Воздействие на чувство любви учащихся к изучаемому предмету;

    

       Тип урока: изучение нового материала

  Форма обучения:  групповая, индивидуальная

  Метод: словесный, поисковый

Оборудование: толковый словарь Ожегова, учебник, таблица, текст

Ход урока:

I .Организационный момент.

Приветствие учителя.

Психологический настрой на урок.

Здравствуйте, ребята! Я рада вас приветствовать на нашем уроке. Повернитесь друг к другу лицом, улыбнитесь, давайте передадим этот символ знания из рук в руки с пожеланиями успехов и  удачи! 

Ученики делятся  на 2 группы: «Символы», «Знаки»

II. Проверка домашнего задания

 Упр 132 стр 88

Фронтальный опрос

  • В каких числительных ь пишется в середине? 50-80,500-900.

  • Что такое имя числительное? 

  • Имя числительное – самостоятельная часть речи, которая обозначает количество предметов, число, порядок предметов при счёте и отвечает на вопросы сколько? какой? который?

  • На какие группы делятся числительные? 

  • Количественные, порядковые, собирательные, дробные.

  • Как склоняются составные порядковые числительные? В составных порядковых числительных склоняется только последнее слово.

  • Чем отличаются простые числительные от составных? Простые числительные состоят из одного числительного, составные из 2 и более слов.

III. Изучение нового материала.

Ребята, как вы думаете, о какой теме урока мы сегодня будем говорить?

-Вспомните материал о местоимении за 7 класс.

-Что такое местоимение?

-Какие разряды местоимений по значению вы помните?

-Прочтите теоретический материал в учебнике, какие новые разряды добавились к уже изученным? 

Местоимение – самостоятельная часть речи, которая указывает на предметы и лица или признаки, но не называет их. Местоимения, таким образом, заменяют имя существительное и  имя прилагательное.  Местоимения делятся на 9 разрядов.

IV    Работа с таблицей.


Разряды местоимений

примеры

1

личные

Я, ты, он, она, оно, мы, вы, ,они

2

возвратные

себя

3

притяжательные

Мой, твой, свой, ,мои ,твои, наш, наше, ваше, наши, ваши, его, её, их

4

вопросительные

Кто? что? чей? чья? чьё? какой? который? сколько? где? откуда? Когда?

5

указательные

Этот, эта, это, эти, то, та, такой, такие, тут, так, там,

6

определительные

Сам, всякий, весь, каждый, самый, любой, иной, другой

7

относительные

Кто, что, какой, чей, который, какая, какие, чей, как, каков

8

отрицательные

Никто, ничто, некого, нечего, никакой, никого, ничего

9

неопределённые

 Кто-то, что-то, некто, нечто, некоторый, какой-то, какая-то, кое-какое, какой-нибудь

  • группа: Почему местоимение имеет такое название? Чем отличается местоимение от этих частей речи?

  • группа: Какую синтаксическую роль играют местоимения в предложениях?

 

V. Закрепление изученного материала.

1. Работа с текстом . «Символы и знаки» (работа по группам.)

а) внимательно прочитайте текст.

б)объясните значения непонятных слов

в) выпишите из текста местоимения.

г )определите их число и падеж.

2. Выполнения упражнений Упр 142 с.96

 

VI. Игра «Кто быстрей? (задание 2 группам)

Задание 1-группе: Подберите к глаголам подходящие по смыслу отрицательные местоимения.

Не спрашивал…ни о чем.

Не обижал…никого.

Не советовал…никому.

Не сомневался… ни в чем.

Не сравнился… ни с кем

Задание 2 – группе: Образовать падежные формы от личных местоимений.

К(он) – к ней – Д.п.

От (он) – от неё – Р.п

О (она) – о ней – Т.п.

С (она) – с ней – Т.п.

Над (он) – ней  - Т.п.

VII. Рефлексия.

Ребята. Вам предлагаются листочки, на которых вы должны будете ответить на вопрос «Чему я сегодня научился на уроке русского языка?» (Учащиеся пишут свои отзывы об уроке)

VIII. Итог урока. Оценивание

IX. Задание на дом. Упр 145 с 98


Сабақ жоспары: Жылдамдық бірліктеріне есептер шығару
Ашық сабақ: Табиғат құбылыстары
Сәйкес тақырыптар
Көтерілу