Тема урока: Местоимение. Разряды местоимений
Урок русского языка в 10 классе
Учитель русского языка и литературы Бисенова Молдир Тотышовна Коммунальное Государственное Учреждение средняя школа №186 аул Куандария,
Кармакшинского района, Кызылординской области
Тема урока:
Цели урока: 1. Формировать у учащихся понятия о местоимение, о разрядах по значению. Познакомить с ролью местоимений в речи. Учить находить местоимения в тексте и определить их разряды и роль;
Развивать у учащихся умение определять синтаксическую функцию местоимений, развивать память, речь учащихся
Воздействие на чувство любви учащихся к изучаемому предмету;
Тип урока: изучение нового материала
Форма обучения: групповая, индивидуальная
Метод: словесный, поисковый
Оборудование: толковый словарь Ожегова, учебник, таблица, текст
Ход урока:
I .Организационный момент.
Приветствие учителя.
Психологический настрой на урок.
Здравствуйте, ребята! Я рада вас приветствовать на нашем уроке. Повернитесь друг к другу лицом, улыбнитесь, давайте передадим этот символ знания из рук в руки с пожеланиями успехов и удачи!
Ученики делятся на 2 группы: «Символы», «Знаки»
II. Проверка домашнего задания
Упр 132 стр 88
Фронтальный опрос
В каких числительных ь пишется в середине? 50-80,500-900.
Что такое имя числительное?
Имя числительное – самостоятельная часть речи, которая обозначает количество предметов, число, порядок предметов при счёте и отвечает на вопросы сколько? какой? который?
На какие группы делятся числительные?
Количественные, порядковые, собирательные, дробные.
Как склоняются составные порядковые числительные? В составных порядковых числительных склоняется только последнее слово.
Чем отличаются простые числительные от составных? Простые числительные состоят из одного числительного, составные из 2 и более слов.
III. Изучение нового материала.
Ребята, как вы думаете, о какой теме урока мы сегодня будем говорить?
-Вспомните материал о местоимении за 7 класс.
-Что такое местоимение?
-Какие разряды местоимений по значению вы помните?
-Прочтите теоретический материал в учебнике, какие новые разряды добавились к уже изученным?
Местоимение – самостоятельная часть речи, которая указывает на предметы и лица или признаки, но не называет их. Местоимения, таким образом, заменяют имя существительное и имя прилагательное. Местоимения делятся на 9 разрядов.
IV Работа с таблицей.
Разряды местоимений | примеры | |
1 | личные | Я, ты, он, она, оно, мы, вы, ,они |
2 | возвратные | себя |
3 | притяжательные | Мой, твой, свой, ,мои ,твои, наш, наше, ваше, наши, ваши, его, её, их |
4 | вопросительные | Кто? что? чей? чья? чьё? какой? который? сколько? где? откуда? Когда? |
5 | указательные | Этот, эта, это, эти, то, та, такой, такие, тут, так, там, |
6 | определительные | Сам, всякий, весь, каждый, самый, любой, иной, другой |
7 | относительные | Кто, что, какой, чей, который, какая, какие, чей, как, каков |
8 | отрицательные | Никто, ничто, некого, нечего, никакой, никого, ничего |
9 | неопределённые | Кто-то, что-то, некто, нечто, некоторый, какой-то, какая-то, кое-какое, какой-нибудь |
группа: Почему местоимение имеет такое название? Чем отличается местоимение от этих частей речи?
группа: Какую синтаксическую роль играют местоимения в предложениях?
V. Закрепление изученного материала.
1. Работа с текстом . «Символы и знаки» (работа по группам.)
а) внимательно прочитайте текст.
б)объясните значения непонятных слов
в) выпишите из текста местоимения.
г )определите их число и падеж.
2. Выполнения упражнений Упр 142 с.96
VI. Игра «Кто быстрей? (задание 2 группам)
Задание 1-группе: Подберите к глаголам подходящие по смыслу отрицательные местоимения.
Не спрашивал…ни о чем.
Не обижал…никого.
Не советовал…никому.
Не сомневался… ни в чем.
Не сравнился… ни с кем
Задание 2 – группе: Образовать падежные формы от личных местоимений.
К(он) – к ней – Д.п.
От (он) – от неё – Р.п
О (она) – о ней – Т.п.
С (она) – с ней – Т.п.
Над (он) – ней - Т.п.
VII. Рефлексия.
Ребята. Вам предлагаются листочки, на которых вы должны будете ответить на вопрос «Чему я сегодня научился на уроке русского языка?» (Учащиеся пишут свои отзывы об уроке)
VIII. Итог урока. Оценивание
IX. Задание на дом. Упр 145 с 98