Знакомство с ремеслом предков пробуждает интерес к истории родной страны
Казахские народные ремесла формировались под влиянием кочевой культуры казахских племен еще за несколько тысяч лет до нашей эры.

Традиции керамического искусства стали для историков своеобразным «зеркалом», отражающим ключевые события Великой Степи, а исконными центрами гончарного дела и керамического искусства стали регионы Южного Казахстана.
Каждый народ гордится своей историей развития гончарного искусства, и казахский народ не исключение. Изготовление посуды, керамической плитки, украшений и даже музыкальных инструментов из глины было распространено повсеместно. Гончарные изделия украшались орнаментом и национальными узорами, а на ярмарках и базарах гончарные ряды обычно были самыми большими.
В Шымкенте археологические находки из керамики разных периодов можно увидеть в экспозиции областного историко-краеведческого музея. В южном регионе гончарное ремесло достигло расцвета именно в средние века. Археологов и историков поражает, что многие керамические изделия той эпохи сохранились в первозданной красоте. На территории древнего Шымкента пересекались разные культуры, что также способствовало развитию гончарного дела.
Современные мастера гончарного искусства в Казахстане стремятся возродить традиционное ремесло. Большой вклад в возрождение и популяризацию гончарного ремесла вносит шымкентский мастер Кендыбай Карабдолов. Он создал «Этномузей-Кылует», в структуру которого входят подземная мечеть, гончарная мастерская, постоянно действующая выставка керамики, музыкальных инструментов и помещение для этнографических концертов. Мастер активно участвует в археологических экспедициях, изучает старинные образцы и стремится к воссозданию аутентичных форм.
В начале ноября Шымкент стал площадкой для Международного фестиваля гончарного искусства, собравшего мастеров из Турции, Узбекистана, Кыргызстана, России и Казахстана. Идея проведения столь масштабной встречи принадлежит преподавателю шымкентского дворца школьников № 2 Акмарал Косбармаковой. Она сама регулярно участвует в различных международных форумах, даже повышала квалификацию у турецкого гончара Ахмета Ташхомжу, который прославился тем, что создал глиняный сосуд высотой 5,75 метра, попавший в Книгу рекордов Гиннесса.
Преподаватель уверена, что участие в международном фестивале гончарного искусства имеет большое значение не только для начинающих мастеров, но и для опытных керамистов.
- Наблюдая за творчеством коллег, каждый мастер видит, на каком уровне он сам находится, и может сделать выводы о том, что должен улучшить в своей работе. Но факие мероприятия очень значимы в первую очередь для моих учеников. Я хочу, чтобы они увидели, как работают другие мастера, какая у них техника. Чтобы они эти знания передавали дальше, чтобы наше ремесленничество не остановилось, - уверена педагог.
Акмарал Косбармакова отмечает, что работа с глиной очень полезна для любого человека. Она развивает мелкую моторику, вырабатывает усидчивость, упорство и развивает творческое мышление. А изучение древнего ремесла предков пробуждает интерес к истории и любви к родной земле.


