Имена существительные одушевленные и неодушевленные. Цель урока. Учащиеся вспомнят, что такое имя существительное как часть речи; в ходе урока-игры определят его отличительные признаки; познакомятся с признаками одушевленных и неодушевленных имен существительных. Ход урока. I. Организационный момент. II. Эвокация. Учитель показывает ученикам скрипку и курительную трубку. - Ребята, какому литературному герою принадлежат эти предметы? Это известный сыщик. (Шерлоку Холмсу). Сегодня на уроке нам тоже предстоит раскрыть одно дело. Дело о пропавших признаках, признаках одной части речи. III. Знакомство с новым материалом. Работа в группах. 1) – Чтобы вспомнить, что такое имя существительное, выполните следующее задание: объедините слова в группы в зависимости от их значения. Воин, юноша, ученик, брат; кошка, лев, собака, зебра; ветер, гром, дождь, град; тетрадь, зеркало, стакан, стол; дружба, любовь, радость, счастье. - Что обозначает имя существительное? (Предмет в широком смысле слова). 2) – Сегодня мы должны отыскать признаки имени существительного. Каждая группа в полученном тексте должна определить, по каким признакам объединены выделенные слова, дать характеристику этих признаков, сформулировать правило. 3) Работа в группах. Выступление групп. Раздаточный материал для групп. 1 группа – собственные и нарицательные имена существительные Вот ива у дорожки, А на ветвях сережки. А почему не Сашки? Вот камешки под нами, Омытые волнами, Их называют галькой, А почему не Валькой? А почему не Дашкой? Не Машкой, Не Наташкой? (А. Шибаев) 2 группа – число имен существительных Цыпленок в цирке выступал, Играл он на цимбалах, На мотоцикле разъезжал И цифры знал немало. Он из цилиндра доставал Морковь и огурцы. И только одного не знал, Где «И», а где же «Ы». 3 группа – падеж имен существительных У последней (у чего?) точки На последней (на чем?) строчке Собралась (что?) компания (Чего?) знаков препинания. Прибежал (кто?) Чудак – Восклицательный знак Никогда он не молчит, Оглушительно кричит…(С. Маршак) 4 группа – одушевленные и неодушевленные имена существительные Дама сдавала в багаж Диван, Чемодан, Саквояж, Картину, Корзину, Картонку И маленькую собачонку. 5 группа – склонение имен существительных Мир полон птиц и птичьих голосов, Курлычет небо и воркует воздух, Щебечут дни, раскачиваясь в гнездах, И ночи спят на теплых крыльях сов. (Е.В.Курдаков) 4) – Мне хотелось бы сегодня остановиться на одном признаке – одушевленные – неодушевленные имена существительные. По каким признакам вы определяете, одушевленное перед вами существительное или нет? А в русском языке есть правило определения этого признака. Сейчас мы с вами с ним познакомимся. Одушевленные сущ. – В.п. мн.ч. = Р.п. мн.ч. Неодушевленные сущ. – В.п. мн.ч = Им.п. мн.ч. Например, ученики. Учеников – учеников.(В.п.=Р.п.) Деревья. Деревья – деревья.(В.п.=И.п.) Куклы. Кукол – кукол. (В.п.=Р.п.) IV. Подведение итогов. Работа с интерактивной доской: презентация об имени существительном. V. Домашнее задание. Стр.160 учить правило, стр.163 читать. Упражнение 444. |