Тема урока: Имя существительное

Oinet.kz 30-09-2020

Жалимбет  Перизат 

Қызылорда обл, Сырдария ауданы, Н.Ілиясов ауылы, 

№132 Т.Айтбаев атындағы орта мектебінің орыс тілі мен әдебиеті  пәні мұғалімі 

Имена существительные одушевленные и неодушевленные.

Цель урока. Учащиеся вспомнят, что такое имя существительное как часть речи; в ходе урока-игры определят его отличительные признаки; познакомятся с признаками одушевленных и неодушевленных имен существительных.

Ход урока.

I. Организационный момент.

II. Эвокация. Учитель показывает ученикам скрипку и курительную трубку.
- Ребята, какому литературному герою принадлежат эти предметы? Это известный сыщик. (Шерлоку Холмсу). Сегодня на уроке нам тоже предстоит раскрыть одно дело. Дело о пропавших признаках, признаках одной части речи.

III. Знакомство с новым материалом. Работа в группах.
1) – Чтобы вспомнить, что такое имя существительное, выполните следующее задание: объедините слова в группы в зависимости от их значения.
Воин, юноша, ученик, брат; кошка, лев, собака, зебра; ветер, гром, дождь, град; тетрадь, зеркало, стакан, стол; дружба, любовь, радость, счастье.
- Что обозначает имя существительное? (Предмет в широком смысле слова).

2) – Сегодня мы должны отыскать признаки имени существительного. Каждая группа в полученном тексте должна определить, по каким признакам объединены выделенные слова, дать характеристику этих признаков, сформулировать правило.

3) Работа в группах. Выступление групп.
Раздаточный материал для групп.
1 группа – собственные и нарицательные имена существительные
Вот ива у дорожки,
А на ветвях сережки.
А почему не Сашки?
Вот камешки под нами,
Омытые волнами,
Их называют галькой,
А почему не Валькой?
А почему не Дашкой?
Не Машкой,
Не Наташкой? (А. Шибаев)
2 группа – число имен существительных
Цыпленок в цирке выступал,
Играл он на цимбалах,
На мотоцикле разъезжал
И цифры знал немало.
Он из цилиндра доставал
Морковь и огурцы.
И только одного не знал,
Где «И», а где же «Ы».
3 группа – падеж имен существительных
У последней (у чего?) точки
На последней (на чем?) строчке
Собралась (что?) компания
(Чего?) знаков препинания.
Прибежал (кто?) Чудак –
Восклицательный знак
Никогда он не молчит,
Оглушительно кричит…(С. Маршак)
4 группа – одушевленные и неодушевленные имена существительные
Дама сдавала в багаж
Диван,
Чемодан,
Саквояж,
Картину,
Корзину,
Картонку
И маленькую собачонку.
5 группа – склонение имен существительных
Мир полон птиц и птичьих голосов,
Курлычет небо и воркует воздух,
Щебечут дни, раскачиваясь в гнездах,
И ночи спят на теплых крыльях сов. (Е.В.Курдаков)

4) – Мне хотелось бы сегодня остановиться на одном признаке – одушевленные – неодушевленные имена существительные. По каким признакам вы определяете, одушевленное перед вами существительное или нет? А в русском языке есть правило определения этого признака. Сейчас мы с вами с ним познакомимся.

Одушевленные сущ. – В.п. мн.ч. = Р.п. мн.ч.
Неодушевленные сущ. – В.п. мн.ч = Им.п. мн.ч.
Например, ученики. Учеников – учеников.(В.п.=Р.п.)
Деревья. Деревья – деревья.(В.п.=И.п.)
Куклы. Кукол – кукол. (В.п.=Р.п.)
IV. Подведение итогов. Работа с интерактивной доской: презентация об имени существительном.

V. Домашнее задание. Стр.160 учить правило, стр.163 читать. Упражнение 444.


Ашық сабақ: Үй жануарлары мен төлдері
Простые и составные имена числительные


Сәйкес тақырыптар
Көтерілу
×