Урок. Математика вокруг нас. Арифметика

Oinet.kz 02-10-2019 589


Математика   вокруг       нас


 

Математика – наука,
Без неё нам не прожить.
Когда не можешь – это мука!
Когда не хочешь – это скука!
Спешите все!
Мы всех научим
Мозгами быстро шевелить!

ВЕДУЩИЙ:

Арифметика! Даже в каменный век

Обращался к тебе человек.

Без тебя невозможно предметы считать,

Невозможно построить мосты

Там, где сложное, новое надо создать,

Лучшим другом становишься ты.

Если раньше тебе приходилось одной

Много трудных вопросов решать,

То теперь на просторах планеты большой

Ты у нас многодетная мать.

Геометрия, алгебра - дети твои,

С ними в жизнь претворяем мечты,

Но запомни: огромным успехом своим

Человеку обязана ты.

ИСТОРИЯ И МАТЕМАТИКА:

• Петр Первый хорошо знал адицию, субстракцию, мультипликацию и дивизию. В его времена эти действия знали далеко не все, и Петр настойчиво заставлял изучать это своих сподвижников. Сейчас это знает каждый школьник. Как он это называет? ( + - * /)

• Что на Руси раньше называли " ломаными числами" (дроби)?

• Сколько подвигов совершил Геракл? (12)

 (Пифагор)

Он – первый философ на Земле, он открыл законы современного нам музыкального ряда, он открыл тайны строения Солнечной системы, он – родоначальник открытия числа «Пи»

Он был также и отличным кулачным бойцом – в 588 году до нашей эры он стал чемпионом 48-х Олимпийских игр

Это едва ли не самая известная личность в истории науки. Это имя известно каждому человеку, изучавшему геометрию и знакомого с  едва ли не самой известной теоремой геометрии.

ВЕДУЩИЙ: Математика и литература не так далеки друг от друга, как многие думают. Искусство и наука требуют фантазии, творческой смелости, зоркости в наблюдении различных явлений жизни. Служение математике С.В.Ковалевская представляла себе неотрывным от служения литературе.

"Мне кажется, - говорила она, - что поэт должен видеть то, чего не видят другие, видеть глубже других. И это должен математик".

Для многих казалось странным, как она сочетает математику с поэзией. По этому поводу Ковалевская писала: "Многие, которым никогда не представлялось случая более глубоко узнать математику, считают её наукой сухой. В сущности же это наука, требующая наиболее фантазии, и один из первых математиков нашего времени говорит совершенно верно, что нельзя быть математиком, не будучи в то же время и поэтом в душе".

Если ты в жизни, хотя на мгновенье

Истину в сердце своём ощутил,

Если луч правды сквозь мрак и сомненье

Ярким сияньем твой путь озарил:

Чтобы в решенье своём неизменном

Рок ни назначил тебе впереди -

Память об этом мгновенье священном

Вечно храни, как святыню, в груди

Тучи сберутся громадой нестройной,

Небо покроется чёрною мглой,

С ясной решимостью, и с верной спокойной

Бурю ты встреть и померься с грозой.

Это стихотворение принадлежит выдающемуся учёному-математику Софье Васильевне Ковалевской. В ней одновременно жили математик и поэт. Они одновременно родились, росли, учились, писали научные труды и стихи.

Великий русский поэт М.Ю.Лермонтов был большим любителем математики и в своих вольных и невольных переездах из одного места службы в другое всегда возил с собою учебник математики.

Английский писатель XIX века Льюис Кэрролл, он же - Чарльз Лутвидж Доджсон, автор "Алисы в стране Чудес" и он к тому же был ещё профессор математики.

А теперь посмотрим, как вы сочетаете в себе знания математики и литературы.

ВОПРОСЫ ЛИТЕРАТУРНЫЕ:

  • • В      сказке "Конек-горбунок" мы встречаем следующие слова:      "Приезжаю - тьма народу! Ну ни выходу, ни входу!". Сколько было      народа? (10 000)

  • •      Кто из великих русских писателей составлял задачи по арифметике? ( Л.Н.      Толстой)

  • •      "В математике есть своя красота, как в поэзии". Кто произнес эти      слова, даже не любя математику? (А.С. Пушкин)

  • Какой      прозаический жанр является средним арифметическим рассказа и романа?

  • (Повесть.)

  • Рекордсменом      среди писателей с результатом 27000 является Л.Н. Толстой, а на втором      месте - А.С. Пушкин с 24000. По какой номинации?

  • (По      запасу используемых слов.)

  • По      подсчётам учёных, герои произведений Шекспира произносят это слово 2259      раз. Что это за слово?

  • («Любовь».)

МАТЕМАТИКА И РУССКИЙ ЯЗЫК:
ВЕДУЩИЙ:
В. Гюго заметил, что разум человеческий владеет 3 ключами, позволяющими людям знать, думать и мечтать. Ключи эти следующие - буква, нота и цифра.

Давайте, определим, как вы можете сочетать буквы и цифры.

• По очереди назвать пословицы и поговорки, в которых используются названия чисел. Эстафета заканчивается, если какая-либо команда замолкает.

• Что есть у каждого слова, растения и уравнения? (Корень).

• Какие прилагательные русского языка в математике становятся именами существительными? (прямая, кривая, ломаная, касательная, секущая, наклонная)

• Какая цифра в русском языке является глаголом повелительного наклонения единственного числа?  (три!)

• С буквой "и" - это глагол русского языка настоящего времени, являющийся синонимом глагола "движет". С буквой "е" - это существительное, обозначающее сторону треугольника. ( катит-катет)

ВЕДУЩИЙ: Произведение одного среднеазиатского астронома и математика (787-850) называлось "Китаб мухтасар аль джебр ва-л-мукабала". Переводчик перевел все слова, слово "аль джебр" просто записал латинскими буквами. У него получилось слово - алгебра. Многие понятия и математические термины имеют иностранное происхождение. Посмотрим, как вы знаете иностранные языки.

ПЕРЕВОДЧИКИ.

• Переведите на русский язык греческие слова - моно, ди, поли и латинские - уни, би, мульти (один, два, много)

• Какая цифра в переводе с латинского означает " никакая"? (0)

• Скажите по-гречески окружность, если для нас это часть страны, области, города, отдаленная от центра. (периферия)

• У греков это натянутая тетива, а у нас? ( гипотенуза)

• Какая математическая единица измерения в переводе с латинского обозначает "ступень, шаг, степень"? (градус)

• Какой геометрический термин образовался от латинского слова "отвесный"? (перпендикуляр)

ВЕДУЩИЙ: В этих головоломках все слова в крылатом высказывании (пословице или поговорке) заменены на наукообразные их определения. В результате и получился псевдонаучный текст... Слушайте внимательно и постарайтесь перевести «с научного на разговорный»:

*      Правильно сориентироваться в пространстве по звуку удается не каждому.                                                                          (Слышал звон, да не знает, где он.)

*      Соответствие длительности процесса жизнедеятельности и процесса обучаемости человеческого индивидуума, означающее неизбежное завершение жизненного цикла в состоянии пониженного интеллектуального развития.(Век живи, век учись, дураком помрешь)

Непригодность к решению боевых задач воинских частей и соединений малой численности в условиях нахождения в открытом пространстве.  (Один в поле не воин)

*      Нельзя сделать русскую национальную еду несъедобной при помощи продукта переработки суспензии жира в воде.    (Кашу маслом не испортишь)

*      Производительный труд не является хищным животным и не может переместиться в обычную для этого животного среду обитания.      (Работа не волк ,в лес не убежит)

МАТЕМАТИКА И МУЗЫКА:
ВЕДУЩИЙ: К
ак вы думаете, математика имеет отношение к музыке?

Нет? Напрасно вы так думаете. Еще древнегреческий математик Пифагор относил к математике арифметику, геометрию, астрономию и музыку. Именно Пифагор ввел понятие гамма, которое окрестили - пифагоров строй.

• Без чего не могут обойтись охотники, барабанщики и математики? (Без дроби).

• Люди какой профессии постоянно смотрят на 5 параллельных линий? (музыканты или дирижеры)

ВЕДУЩИЙ: Дорогие  друзья!  Вот  и  подошел  к  концу   наш  большой  «Математический   турнир».  Кому-то  сегодня  повезло  больше, кому-то  меньше, но  мы надеемся, что  вам  не  было  скучно  и  каждый  из  вас  открыл  для  себя  что-то  новое   и  неожиданное  в  казалось  бы  давно  понятных  и  скучных  школьных  предметах.

                                

Некогда   английские  студенты  сочинили  такой  парадокс:

·         Чем  больше  учишь, тем  больше  знаешь,                                                                                               А  больше  знаешь, больше  забываешь.                                                                                             Чем  больше  забываешь – меньше  знаешь,                                                                                            А  меньше  знаешь – меньше  забываешь,                                                                                        Но  меньше  забываешь - больше  знаешь!                                                                                            Так  для  чего   ж   учиться?

Но  мы-то  с  вами  понимаем, что  это  только  шутка. Да, решить задачу по математике - это творческий и увлекающий процесс! Среди возможных вариантов решений выбрать более простое и красивое - разве это не заманчиво? Недаром поиск неординарного решения какой-либо задачи стал увлекательным процессом с давних времён и продолжается по сей день. Сколько открытий сделано в области математики и сколько ещё впереди! Желаем  вам  успехов  в  постижении  математики!

 Давайте, ребята, давайте считать:

Делить, прибавлять, умножать,    вычитать.

Смекалку свою проявите:

Считайте, рисуйте, чертите!

Вы все молодцы! Вы все удальцы!

И пусть на года любимой всегда

Для вас математика будет!

Она и серьёзна, она и трудна!

Но если чуть-чуть постараться,

То можно и в ней играть и шутить,

Смеяться и улыбаться.

Пусть ставят перед вами задачи,

А вы, поразмыслив, решите их, да?

Желаем вам успехов и удачи!

 

Всем   спасибо  за  игру!

 


Ашық сабақ. Қазақ әдебиеті. Математика. Әл-Фараби өмірі мен шығармашылығы
Ашық сабақ: У дыбысының дауысты, дауыссыз болып айтылуы
Сәйкес тақырыптар
Көтерілу